В г. Брюссель 24 марта 2022 г. прошли сразу 3 саммита - НАТО, ЕС и G7.
Обвинения и санкции против России
Лейтмотивом всех прошедших в г. Брюссель встреч стали обвинения России в сложившейся в мире кризисной ситуации.Президент США Д. Байден в ходе встречи с председателем Евросовета Ш. Мишелем заявил, что действия президента РФ В. Путина нацелены в первую очередь не демонстрацию неэффективности западных демократий в условиях быстро меняющейся ситуации.
В качестве ответной меры президент США призвал полное и абсолютное единство в рядах крупнейших демократий, уточнив, что имеет в виду буквальный смысл.
Как возможно абсолютное единство в демократическом обществе Д. Байден не пояснил.
Также, по мнению президента США, российская сторона своими действиями старается подорвать единство НАТО.
Наконец, в опубликованном Белым домом совместном заявлении Д. Байдена и главы Еврокомиссии (ЕК) У. фон дер Ляйен, говорится, что агрессия В. Путина подорвала торговлю основными продуктами питания и удобрениями, поступающими в многие страны из Украины и России.
Ответом на эти действия становятся все новые санкции Запада против России.
В совместном заявлении Д. Байдена и У. фон дер Ляйен говорится, что США и ЕС укрепили и согласовали свои режимы санкций вместе с единомышленниками по всему миру.
В заявлении лидеров G7 говорится, что станы «большой семерки» продвигают инициативу по мониторингу полного выполнения санкционных мер против России и координации мер реагирования на уклонение и обход санкций.
Также США и ЕС намерены объявить об углублении сотрудничества в борьбе с использованием цифровых активов для обхода санкций.
По итогам саммита ЕС США и Евросоюз обозначили готовность ввести дополнительные санкции против России.
Washington Post со ссылкой на источники сообщила, что США изучают возможность введения вторичных санкций в отношении третьих сторон в других государствах из-за неясного влияния на российскую экономику уже действующих ограничений.
Такие меры призваны «сделать Россию радиоактивной и для не американских, не европейских предприятий».
Этот посыл, в первую очередь, адресован Китаю.
Д. Байден 24 марта 2022 г. высказал надежду на то, что Китай понимает, что его экономическое будущее в гораздо большей степени связано со странами Запада, нежели с Россией, поэтому он не станет вмешиваться.
Позиция Д. Байдена ожидаема, поскольку США усиленно продвигают в Европе жесткую антироссийскую политику, оборотной стороной которой становится масштабный промышленный, экономический и энергетический кризис в ЕС.
В этой ситуации Китай теряет большой платежеспособный рынок Европы, в связи с чем должна усилиться его ориентация и зависимость от рынка США и, как следствие, от политики США.
С начала российской операции на Украине, Китай занимал сдержанную и взвешенную позицию, что, по сути, соответствует позиции подавляющего большинства стран мира.
Между тем уже 1 апреля 2022 г. в г. Брюссель пройдет саммит ЕС - Китай, на котором, в частности, будет обсуждаться ситуация вокруг Украины.
Bloomberg ранее писал, что ЕС намерен присоединиться к США, чтобы предостеречь Китай от помощи В. Путину, угрожая серьезными последствиями.
Global Times, в свою очередь, пишет о том, что ЕС не способен изменить позицию Китая по Украине.
Энергетические вопросы
Лидеры ЕС и США Евросоюз 24 марта 2021 г. также обсудили меры по снижению зависимости от российского ископаемого топлива, ускорению перехода на экологически чистую энергию.В совместном заявлении Д. Байдена и У. фон дер Ляйен говориться о том, что США и ЕС намерены создать совместную целевую группу по вопросам неотложных потребностей ЕС в области энергетической безопасности и ускорения перехода на экологически чистую энергию.
ЕС, в частности, подтвердил свою цель достичь независимости от российского газа ранее 2030 г., работая над обеспечением надежных, доступных и экологически чистых поставок энергии.
США, в свою очередь, выразили намерение сотрудничать с ЕС в этих усилиях.
Быстрый переход на чистые источники энергии крайне важен для содействия независимости ЕС от российских энергоресурсов.
Кроме того, США и ЕС привержены достижению целей Парижского соглашения по климату, 0вых выбросов углерода к 2050 г. и сохранению предела повышения температуры в пределах 1,5оС.
Конкретные пути снижения зависимости ЕС от поставок российских энергоносителей в очередной раз не обозначены.
Financial Times со ссылкой на информированные источники 24 марта сообщила, что США завершают работу над соглашением о поставке в 2022 г. до 15 млрд м3 газа в виде сжиженного природного газа (СПГ) в страны ЕС.
Ожидается, что о достигнутой договоренности Д. Байден и У. фон дер Ляйен объявят 25 марта 2022 г.
Ранее ЕС поставила своей целью снизить импорт российского газа на 50 млрд м3 в 2022 г., восполнить эти объемы планируется за счет импорта СПГ из США, Катара и Египта.
Объем свободных мощностей по производству СПГ в мире крайне ограничен, большинство производителей СПГ работает по долгосрочным контрактам, в т.ч. в самих США, где СПГ-заводами владеют частные компании.
Где и как США намерены добыть 15 млрд м3 газа (более 10 млн т СПГ) для ЕС остается не до конца понятным, хотя массированные переговоры с производителями и покупателями СПГ США ведут с начала 2022 г.
Самостоятельные попытки стран ЕС договориться с производителями СПГ успеха не достигли.
Глава Минэкономики ФРГ Р. Хабек 20 марта 2022 г. посетил Катар, по итогам этого визита ряд СМИ сообщил, что страны договорились о поставках СПГ из Катара в Германию.
Однако 24 марта госминистр энергетики Катара С. аль-Кааби уточнил, что договоренности о долгосрочном соглашении с Германией достигнуты не были, но Катар готов обсудить с немецкими компаниями возможное заключение долгосрочного соглашения на поставки.
С увеличением нероссийских трубопроводных поставок в ЕС также все сложно - норвежская Equinor обещала увеличить поставки в 2022 г. на 1,4 млрд м3, Азербайджан в рамках планового расширения Южного газового коридора (ЮГК) даст дополнительно еще 2 млрд м3.
Все вместе это дает менее 20 млрд м3, тогда как заменить в 2022 г. ЕС хочет 50 млрд м3 российского газа из поставляемых 155 млрд м3/год газа из России.
В связи с этим G7 призвала повысить предложение энергоресурсов на мировом рынке, чтобы снизить зависимость государств Запада от России.
В заявлении G7 формулируется призыв к странам, производящим нефть и газ, действовать как ответственные партнеры и повысить поставки на международные рынки.
Отмечено, что ОПЕК должна сыграть в этом ключевую роль.
С Саудовской Аравией и ОАЭ ранее по этому поводу вели переговоры США и Великобритания, которые не дали никакого практического результата.
Страны ОПЕК+ прекрасно помнят последствия развала предыдущей версии ОПЕК в марте 2020 г., после чего нефтяные котировки уходили в отрицательную зону.
Министерская встреча ОПЕК+ пройдет 30 марта 2022 г., на ней предстоит принять решение по уровням добычи в мае 2022 г.
С августа 2021 г. ОПЕК+ последовательно сохраняет приверженность увеличению добычи на 400 тыс. барр./сутки, однако из-за недоинвестирования в предыдущие годы ряд стран ОПЕК+ не могут восстановить добычу даже до разрешенных уровней.
Газ за рубли
У. фон дер Ляйен вслед за рядом других европейских политиков высказалась по поводу платежей за российский газ в рублях.Напомним, что В. Путин 23 марта 2022 г. поручил правительству РФ дать директиву Газпрому по переводу контрактов в рубли для «недружественных стран», объяснив это решение заморозкой российских активов за рубежом.
По сообщению Reuters, У. фон дер Ляйен 24 марта заявила, что ЕС не предоставит России возможности обходить санкции и требовать оплату за природный газ в рублях.
Глава ЕК отметила, что это было бы односторонним решением, явным нарушением контракта, попыткой обойти санкций.
ЕК подчеркнула свою готовность не допустить действий в обход ограничений ЕС.
Однако ни У. фон дер Ляйен, ни ЕК, ни другие европейские политики, ни национальные правительства стран ЕС не являются контрагентами по контрактам Газпрома.
Партнерами Газпрома являются конкретные европейские энергетические компании, о направлении которым уведомлений от Газпрома по поводу перехода на рубли пока не сообщалось.
Изменение валюты расчетов однозначно противоречит условиям контрактов, но в этих же контрактах имеется перечень форс-мажорных обстоятельств, к которым прямое указание главы государства однозначно относится.
Продовольственный кризис
США и ЕС также обсудили необходимость реагирования на меняющиеся потребности в области продовольственной безопасности во всем мире.В совместном заявлении Д. Байдена и У. фон дер Ляйен даже отражены конкретные меры по борьбе с продовольственным кризисом.
Так, США и ЕС обязались удвоить совместные усилия по предоставлению прямой продовольственной помощи и других форм помощи, в случаях, где это оправдано.
Также стороны договорились продолжать необходимую поддержку сельскохозяйственных инноваций и устойчивый рост производительности для обеспечения глобальной продовольственной безопасности, повышения устойчивости к изменению климата и сокращение выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве.
США предоставят более 11 млрд долл. США в течение следующих 5 лет для устранения угроз продовольственной безопасности.
Кроме того, США останутся одним из ведущих поставщиков гуманитарной помощи в области продовольствия и питания в мире, предоставив около 4,6 млрд долл. США по данному направлению.
ЕС на период 2021-2024 гг. обещал выделить не менее 2,5 млрд евро на международное сотрудничество в области продовольствия.
Эта программа международного сотрудничества будет поддерживать продовольственные системы примерно в 70 странах-партнерах.