USD 93.4409

0

EUR 99.5797

0

Brent 86.93

-0.45

Природный газ 2.045

+0.06

6 мин
...

По заветам МЭА. ЕК представила план по отказу от угля, нефти и газа из России к 2030 г.

В видении ЕК, уже до конца 2022 г. предложенные меры позволят сократить потребность ЕС в российском газе на 67%

По заветам МЭА. ЕК представила план по отказу от угля, нефти и газа из России к 2030 г.

Источник: European Comission

Москва, 9 мар - ИА Neftegaz.RU. Еврокомиссия (ЕК), как и обещала, предложила странам ЕС план отказа от российских угля, нефти и газа.
Проект плана под названием «REPowerEU: Совместные европейские действия для более доступной, безопасной и устойчивой энергетики» опубликован на сайте ЕК 8 марта 2022 г.

По данным ЕК, ЕС импортирует 90% потребляемого им газа, при этом Россия обеспечивает более 40% общего потребления газа в ЕС.
В структуре импорта газа ЕС на Россию приходится 45,3% (Норвегия 23,6%, Алжир 12,6%, США 6,6%, Катар 4,9%, др. поставщики 7,1%).
Также Россия обеспечивает 27% импорта нефти и 46% импорта угля.

План REPowerEU предполагает полный отказ от угля, нефти и газа из России, который может быть реализован задолго до 2030 г.
Подчеркивается, что это решение принято в связи с конфликтом на Украине.
ЕК продолжает утверждать, что Россия использует свои доминирующие позиции поставщика энергоресурсов в страны ЕС для оказания политического давления на союз.
При этом ЕК подтверждает, что поставки газа из России продолжаются в полном объеме, несмотря на введенные против России санкции, что не мешает европолитикам говорить о России как о ненадежном поставщике.
По этому поводу, представляя план высказалась глава ЕК У. фон дер Ляйен, исполнительный вице-президент по Европейскому зеленому соглашению Ф. Тиммерманс и комиссар по энергетике К. Симсон.
Тезисы от У. фон дер Ляйен:
  • мы должны стать независимыми от российской нефти, угля и газа, мы просто не можем полагаться на поставщика, который явно нам угрожает,
  • нам нужно действовать сейчас, чтобы смягчить последствия роста цен на энергоносители, диверсифицировать наши поставки газа на следующую зиму и ускорить переход на экологически чистую энергию,
  • чем быстрее мы перейдем на возобновляемые источники энергии и водород в сочетании с большей энергоэффективностью, тем быстрее мы станем по-настоящему независимыми и освоим нашу энергетическую систему.
Тезисы от Ф. Тиммерманса:
  • настало время заняться нашей уязвимостью и быстро стать более независимыми в нашем выборе энергии,
  • давайте молниеносно перейдем к возобновляемым источникам энергии - дешевому, чистому и потенциально бесконечному источнику энергии - вместо того, чтобы финансировать индустрию ископаемого топлива в других местах, они создают здесь рабочие места,
  • мы должны установить миллионы новых солнечных батарей на крышах домой, улучшить системы теплоизоляции наших зданий, ускорить предоставление разрешений на установку ветряков,
  • европейцы могут понизить температуру в своих квартирах, чтобы сделать ЕС более энергоустойчивым перед лицом России.
Тезисы от К. Симсон:
  • на оставшиеся недели этой зимы в Европе достаточно газа, но нам нужно срочно пополнить запасы на следующий год,
  • мы также наметили регулирование цен, госпомощь и налоговые меры для защиты европейских домохозяйств и предприятий от воздействия исключительно высоких цен.

REPowerEU

План REPowerEU базируется на 2 основных моментах:
  • диверсификации поставок газа за счет увеличения импорта сжиженного природного газа (СПГ), импорта трубопроводного газа от нероссийских поставщиков, а также рост потребления биометана и водорода,
  • сокращение зависимости ЕС от ископаемого топлива на уровне домов, зданий и промышленности, а также на уровне энергосистемы за счет повышения энергоэффективности, увеличении доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и устранение узких мест в инфраструктуре.
В связи с этим ЕК напоминает о своем плане Fit-for-55 (FF55), который включает пакет мер по сокращению к 2030 г. выбросов парниковых газов как минимум на 55% по сравнению с уровнем 1990 г. и достижение 0го уровня выбросов к 2050 г.
По оценкам ЕК, полная реализация FF55 позволит снизить потребление газа на 30%, что эквивалентно 100 млрд м3/год, к 2030 г.
Вместе с дополнительной диверсификацией поставок газа и переходу к возобновляемым газам, экономией энергии и электрификацией имеют потенциал заменить 155 млрд м3/год импорта российского газа.
Уже до конца 2022 г. все эти меры в совокупности позволят сократить потребность ЕС в российском газе на 67% (на 100 млрд м3).

По оценкам ЕК, за счет реализации плана FF55, будет обеспечена:
  • диверсификация поставок газа:
    • импорт СПГ (50 млрд м3 к концу 2022 г. и еще дополнительно 50 млрд м3/год к 2030 г.),
    • трубопроводный нероссийский импорт (10 млрд м3 к концу 2022 г. и еще дополнительно 10 млрд м3/год к 2030 г.),
    • роста использования возобновляемых газов - 17 млрд м3/год биометана к 2030 г. заменит аналогичный объем ископаемого метана, возможен рост до 35 млрд м3/год к 2030 г. (3,5 млрд м3 к концу 2022 г., дополнительно еще 18 млрд м3/год к 2030 г.), 5,6 млн т/год возобновляемого водорода заменят 9-18,5 млрд м3/год природного газа, к 2030 г. ожидается рост производства и импорта до 20 млн т/год (ожиданий по объему производства или поставок к концу 2022 г. ЕК не дает, а на конец 2030 г. говорит о возможности использования водорода в объеме, эквивалентном 25-50 млрд м3/год природного газа),
  • электрификации:
    • рост энергоэффективности домовладений позволит сократить потребление газа на 38 млрд м3/год (14 млрд м3 к концу 2022 г. и еще дополнительно 10 млрд м3/год к 2030 г.), в т.ч. снижение температуры отопления в помещениях на 1оС даст экономию на 10 млрд м3/год, кроме того 2,5 млрд м3 газа позволят сэкономить в 2022 г. использование солнечных панелей на крышах, 1,5 млрд м3 - замена газовых котлов на тепловые насосы (в целом ожидается, что 30 млн вновь установленных тепловых насосов дадут экономию газа в объеме 35 млрд м3/год к 2030 г.),
    • в электроэнергетике 20 млрд м3 газа к концу 2022 г. позволят заменить ВИЭ и зеленый водород, а к 2030 г. планируется задействовать 480 ГВт мощностей ветряных электростанций и 420 ГВт солнечных электростанций, что позволит экономить 170 млрд м3/год газа (с учетом производства 5,6 млн т/год зеленого водорода),
  • трансформации энергоемкой промышленности:
    • максимально возможная электрификация и переход на использование возобновляемого водорода, без конкретных числовых показателей (отмечается, что экономия газа учитывается в рамках целевых показателей по возобновляемому водороду и ВИЭ).

В плане REPowerEU также намечен ряд мер по реагированию на рост цен на энергоносители в Европе и пополнения запасов газа в подземных хранилищах газа (ПХГ) на следующую зиму.
К апрелю 2022 г. ЕК намерена представить законодательное предложение, согласно которому, все ПХГ в ЕС должны заполняться как минимум на 90% к 1 октября каждого года.
Данное предложение будет включать мониторинг и контроль за уровнем заполнения, а также соглашения о взаимной поддержке между странами ЕС.
В плане влияния высоких цен на энергоносители на экономику стран ЕС, ЕК отмечает, что предложенный ею в октябре 2021 г. инструментарий помог смягчить воздействие высоких цен на уязвимых потребителей.
В дополнение к этому ЕК подтверждает возможность госрегулирования цен в исключительных обстоятельствах и определяет пути перераспределения доходов от высокой прибыли энергетического сектора и торговли квотами на выбросы СО2 среди потребителей.

По заветам МЭА

План ЕК во многом повторяет ранее опубликованный план Международного энергетического агентства (МЭА) по снижению зависимости от российских энергоносителей, включающий 10 пунктов.
Помимо мер диверсификации поставок газа и повышения энергоэффективности, предложения МЭА также включают запрет на новые контракты с Газпромом, отказ от намеченного на 2022-2023 гг. вывода из эксплуатации энергоблоков АЭС, введение обязательств по хранению газа.
В дополнение к 10 основным пунктам, МЭА предлагает радикальный шаг, не соответствующий климатическим планам ЕС, но способный сократить импорт газа на 50-80 млрд м3 в 2022 г.
Речь идет о замещении газовой генерации на угольные и мазутные электростанции, но на столь радикальный шаг ЕК не пошла.

Между тем, альтернативные поставщики газа, на появлении которых базируются ожидания ЕК в плане замещения российских поставок газа, уже обозначили невозможность значительного увеличения поставок газа в ЕС.
Норвегия, 2й по величине поставщик газа в ЕС после России, уже говорила и сейчас повторила, что не имеет возможностей для наращивания поставок.
Азербайджан заявил, что может поставлять больше трубопроводного газа в Европу по Южному газовому коридору (ЮГК), но в перспективе и при наличии долгосрочных соглашений.
Алжир, поставляющий в Европу трубопроводный газ и СПГ, сообщил, что готов поставлять больше газа в Европу через магистральный газопровод (МГП) Transmed и в виде СПГ, но при наличии избыточных объемов и после удовлетворения спроса на национальном рынке, а также в зависимости от контрактных обязательств по отношению к зарубежным партнерам.
Катар и Австралия, входящие в ТОП-3 производителей СПГ, заявили лишь о теоретической готовности увеличить поставки, но не прямо сейчас, поскольку свободных мощностей недостаточно, а основные объемы СПГ долгосрочно законтрактованы.
В самих США в период кризиса и низких цен на газ в 2020 г. многие СПГ-проекты были поставлены на паузу и компании только-только возвращаются к планам по их реализации.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram