Об этом глава МИД ФРГ А. Бербок заявила в интервью итальянской газете La Stampa, опубликованном 10 января 2022 г., в день первого зарубежного визита нового министра в г. Рим.
Тезисы от А. Бербок:
- федеральное правительство четко указало в соглашении о коалиции, что энергетические проекты в Германии должны соответствовать европейским требованиям,
- это распространяется и на Северный поток-2,
- на данный момент этого нет, поэтому процесс сертификации приостановлен,
- Северный поток-2 также имеет геополитические последствия,
- поэтому в совместной декларации с правительством США ФРГ обозначила, что в случае использования Россией энергии в качестве оружия или совершения других агрессивных действий против Украины, Германия примет действенные меры вместе со своими европейскими партнерами,
- в то же время наша политическая ответственность заключается в том, чтобы каждый житель Европы, независимо от его дохода, мог позволить себе электричество и теплый дом,
- это одна из причин, почему так важно укреплять независимость нашего европейского энергоснабжения.
В довыборный период А. Бербок, будучи сопредседателем партии Союз-90/Зеленые, не раз высказывалась против МГП Северный поток-2.
Однако войдя в коалицию с победившей на выборах Социал-демократической партией Германии (СДПГ), а также со Свободной демократической партией (СвДП), Союз-90/Зеленые смягчили свою позицию.
Канцлер ФРГ О. Шольц, приведенный к присяге 8 декабря 2021 г., вскоре после вступления в должность заявлял:
- процесс сертификации МГП Северный поток-2 носит сугубо административный характер;
- регулятор ФРГ принимает решения, совершенно не руководствуясь политикой, т.к. это коммерческий проект.
В энергетической политике Германии признается верховенство европейского права, что применительно к МГП Северный поток-2 означает необходимость соответствия нормам 3го энергопакета ЕС.
С этим связана и необходимость сертификации Nord Stream 2 в качестве независимого оператора газотранспортной системы (ГТС) и пауза в сертификации.
А. Бербок говорит об этом не в первый раз, причем в одних и тех же выражениях.
Особой интриги высказываниям бравой А. Бербок добавляет намечающиеся переговоры в Швейцарии, в г. Женеве и в Европе в г. Брюсселе:
- 10 января 2022 г. замгоссекретаря 72-летняя В. Шерман возглавит участие делегации США в внеочередной сессии: Двусторонний российско-американский диалог о стратегической стабильности;
- 10 января 2022 г. состоится встреча НАТО-Украина, где США будет представлять посол Джули Смит;
- 11 января В. Шерман в г. Брюссель проведет консультации с руководством НАТО, союзниками по НАТО и официальными лицами ЕС, чтобы обсудить координацию по вопросам европейской безопасности в контексте напряженных отношений властей РФ и Украины, которую Запад считает своим партнером;
- 12 января В. Шерман возглавит делегацию США на заседании Совета Россия-НАТО;
- 13 января контакты продолжатся на первом заседании Постоянного совета ОБСЕ 2022 г, в котором посол М. Карпентер возглавит участие США.
Позиция США
Говоря об отсутствии политики в отношении МГП Северный поток-2 власти Запада лукавят, откровенно лукавят.На брифинге 6 января 2022 г. Н. Прайс деликатно заметил:
- администрация США продолжает считать МГП Северный поток-2 вредным российским геополитическим проектом;
- это плохая сделка для Украины;
- это плохая сделка для Европы;
- администрация США привержена реализации Закона об энергетической безопасности защиты Европы (PEESA);
- власти США работают с европартнерами, чтобы газопровод не мог обойти процесс сертификации в рамках 3го энергетического пакета ЕС, в том числе требование права собственности и доступа 3х лиц для транзитного газа из поставок не из России и от Газпрома;
- обязательств, изложенных в нашем совместном заявлении о поддержке Украины, снижают риски эксплуатации газопровода NS2 для Украины и Европы;
- о поправке сенатора Круза к NDA - NDAA, предусматривающей введение очередных санкций в отношении газопровода Северный поток-2:
- администрация президента работает с Конгрессом над сдерживанием российской агрессии на Украине;
- поправка не сработает в части противостояния дальнейшей российской эскалации или защите Украины;
- в случае принятия закон лишь подорвет единство наших европейских союзников в решающий момент, когда нам необходимо выступить единым фронтом в ответ на российские угрозы Украине;
- цель обсуждаемого пакета санкций - максимизация издержек для России, если эскалация продолжится Украины;
- важно обеспечить максимальное трансатлантическое единство в противодействии потенциальной российской угрозе Украине;
- власти Россия воспримут любое прояснение нашей позиции, связанное с санкциями в отношении Северного потока-2, как возможность воспользоваться трещиной в трансатлантических отношениях, и администрация полна решимости не дать им этого.
Позиция РФ
Замглавы МИД РФ С. Рябков:- НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 г;
- даже неспециалисту понятно, что требовать от РФ уступок в ситуации, когда НАТО на протяжении всех последних 10-тилетий стремится оттеснить Россию, больше не получится.
Но пока позиции разные, причем все смешалось в доме Облонских:
- Запад дерзко нарушает договоренности с М. Горбачевым, уже считая Украину своей вотчиной;
- Запад обеспокоен коррупцией и несменяемостью власти в России;
- власти РФ обижены санкциями против отдельных граждан, в результате чего громадные частные активы оказались замороженными;
- отторжение Украины от России больно ударило по ракетно-космической отрасли промышленности и военно-морскому флоту РФ, что тоже печалит.
Ситуация вокруг МГП Северный поток-2 на данный момент остается прежней
- газопровод мощностью 55 млрд м3/год газа полностью достроен,
- обе нитки заполнены технологическим газом,
- к прокачке газа в Германию - готов.
- Nord Stream 2 AG пытается стать независимым оператором ГТС (ITO), чтобы получить возможность полной загрузки газопровода:
- 11 июня 2021 г, на следующий день после завершения строительства 2й нитки (1й по готовности), поданы документы в Федеральное сетевое агентство ФРГ (Bundesnetzagentur, BNetzA) на сертификацию;
- Nord Stream 2 является дочерней структурой компании-экспортера, Газпрома, что формально это противоречит требованиям 3го энергопакета ЕС, который обновленная газовая директива ЕС распространила на морские газопроводы, входящие в ЕС с территории 3х стан, в т.ч. требования о разделении деятельности по добыче и транспортировке газа (анбандлинг) и доступу сторонних компаний к мощностям газопровода,
- однако в 3м энергопакете ЕС предусмотрена сертификация в качестве ITO (сертификация по форме 2), если оператор докажет независимость его операционной деятельности от акционера-экспортера газа.
- сертификацию Nord Stream 2 BNetzA начало 8 сентября 2021 г., начав отсчета 4-месячного периода сертификации;
- 16 ноября 2021 г. процедура была приостановлена, поскольку Nord Stream 2 AG зарегистрирована в г. Цуг (Швейцария), а статус ITO предоставляется лишь компаниям, зарегистрированным в ЕС;
- для продолжения сертификации Nord Stream 2 должна создать дочку в Германии, которой будут переданы активы и управления участком газопровода в территориальных водах страны для соответствия нормам законодательства ЕС, но российская сторона процесс не форсирует, по состоянию на конец декабря 2021 г. необходимых документов от Nord Stream 2 AG о реорганизации в BNetzA не поступало;
- после получения заявки на сертификацию от лица немецкой компании, BNetzA рассмотрит ее в оставшийся период 4-месячного срока (с учетом прошедшего периода речь может идти о 50 днях).
Отзыв ЕК может поступить в мае-июле 2022 г. (зависит от того будет ли комиссия продлевать срок рассмотрения с 2 до 4 месяцев), на его основании BNetzA будет принимать окончательное решение сертификации.
На это у регулятора будет 2 месяца, т.е. окончательное решение может быть принято в июле-сентябре 2022 г.