USD 105.0604

+1.27

EUR 110.4943

+1.62

Brent 72.43

+0.25

Природный газ 3.46

-0.02

4 мин
...

Как и планировалось. Россия и Германия начали обсуждать транзит газа через Украину

Предварительные консультации между Россией и Германией по новому транзитному контракту с Украиной начинаются

Как и планировалось. Россия и Германия начали обсуждать транзит газа через Украину

Источник: пресс-служба Минэнерго РФ

Москва, 8 сен - ИА Neftegaz.RU. Министр энергетики РФ Н. Шульгинов встретился со специальным уполномоченным представителем правительства ФРГ по транзиту газа через Украину Г. Вальдерзее.
Об этом сообщила пресс-служба Минэнерго РФ 7 сентября 2021 г.

Подробности встречи приводятся скупо.
  • были обсуждены актуальные вопросы взаимодействия России и ФРГ в сфере энергетики, в частности по транзиту российского газа.
  • Н. Шульгинов отметил:
    • сотрудничество России и Германии в сфере энергетики основывается на прагматизме, экономической целесообразности и многолетнем успешном опыте.
    • высказал уверенность, что газ в ближайшей перспективе только усилит свои позиции на мировой энергетической арене и останется эффективной основой в борьбе с изменением климата.
На встрече присутствовал П. Сорокин - штатный специалист Минэнерго РФ по углеводородам.
Встреча главы Минэнерго РФ и спецпредставителя правительства ФРГ по украинскому транзиту говорит о том, что предметные консультации между Россией и Германией по этому вопросу уже начались.
Германия последовательно выполняет данные Украине обещания о содействии продолжению транзита российского газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины.
Речь идет о соглашении с США, заключенном 21 июля 2021 г., которые касаются сотрудничества Германии и США в достижении климатических целей, поддержки энергетических преобразований на Украине и противодействию России в некоем гипотетическом случае использования энергии в качестве оружия (другое дело, что под это определение можно подтянуть любые вполне рыночные действия):
  • США фактически признали, что санкции не остановят реализацию проекта магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2, что открывает возможность для спокойного запуска газопровода и поставок, не несущих санкционных рисков для покупателей.
  • от возможности введения санкций против проекта США не отказались и даже расширили санкционный список по МГП Северный поток-2, но фигуранты списка связаны исключительно со строительством, но не с поставками.
  • Германия выразила намерение содействовать продлению соглашения о транзите газа между Украиной и Россией на срок до 10 лет, включая назначение спецпосланника для поддержки переговоров, которым и стал Г. Вальдерзее.
  • США обязались полностью поддержать эти усилия, но формат поддержки оговорен не был.
Отметим, что Г. Вальдерзее имеет опыт подобных переговоров:
Сокращение поставок газа с 2021 г. учитывает запуск новых газотранспортных маршрутов для поставок российского газа в Европу в обход Украины и Польши - сухопутного продолжения 2й нитки МГП Турецкий поток и МГП Северный поток-2.

В связи с ожидаемым запуском МГП Северный поток-2 власти Украины:
  • сильно переживают о сохранении статуса транзитера российского газа после 2024 г;
  • считают недостаточными озвученные в германо-американском документе гарантии и обещанные инвестиции, что вполне логично, поскольку опубликованный документ носит характер декларации, а не обязывающего соглашения.
Над этими документами работа ведется в настоящее время.
Власти РФ уже подтверждали готовность продолжать транзит газа через Украину после 2024 г:
  • ранее Газпром заявил, что готов даже увеличивать объемы, если:
    • это будет экономически целесообразно - спрос на газ в Европе будет,
    • украинская ГТС будет в приемлемом состоянии.
  • В. Путин ранее предлагал транспортировку по ГТС Украины 50 млрд м3/год газа в Европу после окончания текущего транзитного контракта:
    • это близко к запросам Украины, которая говорила о желании заключить новый контракт на транзит газа на 45-50 млрд м3/год на следующие 15 лет,
    • украинские мощности для Газпрома лишними не будут, если МГП Северный поток-2 будет регулироваться по правилам 3го энергопакета ЕС.

Между тем, Украина уже не готова удовлетвориться просто продлением транзитного контракта с Россией еще на 10 лет:
  • необходимыми гарантиями называет контракты с европейскими компаниями на транзит через Украину, а если таких контрактов не будет, то против Газпрома должны быть введены санкции в связи с блокированием доступа 3х сторон к транзиту через Украину и использованием газа как геополитического оружия.
Другое дело, что единственным источником газа, поступающего на Украину для транзита в Европу, может быть только Россия, где свое законодательство и не действует 3й энергопакет ЕС.
Газпром имеет полное законное право решать, как и с кем ему работать.
Но Украина уже обвинила Газпром в том, что он не бронирует дополнительные транзитные мощности украинской ГТС, грубо намекая Европе, испытывающей дефицит газа, что увеличение поставок возможно только по МГП Северный поток-2.

Открытым остается вопрос - и что тут такого, нормальная работа в рыночных условиях.
Власти Украины сами отказались сотрудничать с компаниями РФ в части модернизации ГТС Украины. Сейчас пожинают плоды недальновидной политики.

Газпром с 1 октября 2021 г. рассчитывает на запуск МГП Северный поток-2, стоимость транспортировки по которому ниже, чем по украинскому маршруту.
Обязательства перед Украиной по транзитному контракту Газпром выполняет полностью, даже немного превышая их.
Причем скромный выкуп допмощностей украинской ГТС также рынку не противоречит, поскольку на допобъемы и тариф другой.
Европе нужны дополнительные объемы газа, и МГП Северный поток-2 поможет облегчить проблему дефицита газа.
То, что газопровод нужен Европе и может серьезно повлиять на рынок, уже получило подтверждения.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram