USD 94.87

0

EUR 104.7424

0

Brent 78.14

0

Природный газ 2.831

0

6 мин
...

США и Польша будут препятствовать строительству Северного потока-2. Д. Трамп и А. Дуда обсудили методы

Конкретные механизмы по итогам встречи озвучены не были, но предположить несложно

Нью-Йорк, 24 сен - ИА Neftegaz.RU. Президент США Д. Трамп и президент Польши А. Дуда единодушно согласились с тем, что магистральный газопровод (МГП) Северный поток-2 является угрозой для энергетической безопасности Европы.
Встреча Д. Трампа и А. Дуды состоялась 23 сентября 2019 г. в г. Нью-Йорк на полях 74й Генеральной ассамблеи ООН.

Эта встреча стала продолжением переговоров президентов, прошедших в сентябре 2018 г. в г. Вашингтон.
Тогда А. Дуда рассчитывал заручится поддержкой США в противостоянии МГП Северный поток-2 и по другим направлениям антироссийского сотрудничества.
Но Д. Трамп тогда несколько разочаровал польского коллегу, заявив что США не рассматривают возможность введения санкций в отношении компаний, участвующих в строительстве МГП Северный поток-2.
Но за прошедший год ситуация поменялось и законодатели в США ведут настоящее соревнование санкционных пакетов против Северного потока-2.
Зато данное А. Дуде слово о поставках в Польшу сжиженного природного газа (СПГ) из США по очень привлекательным ценам, Д. Трамп сдержал.
Цены, действительно, оказались очень привлекательными - СПГ из США для Польши оказался на 30% дешевле российского трубопроводного газа.
По крайней мере, по заявлению PGNiG.

В ходе переговоров 23 сентября 2019 г. Д. Трамп и А. Дуда обсудили, какими методами лучше будет остановить строительство МГП Северный поток-2.
Подробности о том, какие же механизмы США и Польша выбрали для противодействия проекту, не сообщается.
Исходя из прежней политики США в отношении МГП Северный поток-2, можно говорить о 3 основных механизмах - влиянии на позицию Дании, санкции против компаний, участвующих в строительстве газопровода, и давление на Евросоюз для регуляторных ограничений в отношении проекта.

Решение властей Дании по прокладке газопровода в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) страны остается ключевым вопросом для Северного потока-2.
Дания остается единственной страной, не давшей разрешения на строительство, а сам процесс выдачи разрешения в водах королевства власти затягивают уже более 2 лет.
Из-за изменений в законодательстве Дании, сделавшими возможным политически мотивированный отказ в строительстве газопровода в территориальных водах страны, оператор проекта Nord Stream 2 отозвала заявку на основной маршрут.
Сейчас на рассмотрении у Датского энергетического агентства (ДЭА) находятся 2 заявки Nord Stream 2 на строительство МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании - к северо-западу и юго-востоку от о. Борнхольм.
В этих случаях поводов для политически мотивированного отказа нет, поскольку регулирование в данном случае осуществляется Конвенцией ООН по морскому праву, т.е. отклонены заявки могут быть лишь по экологическим соображениям.
Но затягивать процесс рассмотрения Дания может, что вполне устраивает США.
Впрочем, в последнее время добавился ряд обстоятельств, которые могут повлиять на позицию Дании.
Отношения между США и Данией несколько охладились из-за желания Д. Трампа купить Гренландию и жесткого отказа Дании.
Также Дания вынужденно останавливает добычу газа на крупнейшем своем шельфовом месторождении Тайра (Tyra), а замещать выпадающие объемы придется за счет поставок из Германии газа, в первую очередь поступающего из России.
Однако ДЭА не может назвать сроки принятия решения, ранее Газпром заявлял, что ожидает получения разрешения от Дании в октябре 2019 г.

Также серьезным риском для МГП Северный поток-2 являются санкции США.
Власти США рассматривают широкий спектр мер противодействия строительству газопровода, но наиболее болезненными будут ограничения против судов-трубоукладчиков, участвующих в проекте.
Санкции будут вводиться, если судно прокладывает трубы на глубине от 100 футов (30,48 м) ниже уровня моря.
Это, действительно, серьезный риск для проекта, поскольку у России нет судов-трубоукладчиков, обеспечивающих сварку труб и постепенное их опускание на дно моря с использованием стингера - специальной стрелы, под углом уходящей в воду.
Условие глубины - критичное для строительства МГП Северный поток-2, поскольку трубы укладываются в среднем на глубине 50 м, а максимальная глубина превышает 200 м.
Флагман российского трубоукладочного флота - трубоукладочная баржа (ТУБ) Фортуна - может осуществлять укладку труб на глубину до 200 м, т.е. его возможностей будет недостаточно для строительства МГП Северный поток-2.
На строительстве МГП Северный поток-2 задействованы 3 крупных судна-трубоукладчика Allseas - Solitaire, Audacia и гигант Pioneering Spirit.
Но подобных судов-трубоукладчиков в мире немного и они активно используются в др. проектах для мировых компаний с обширными интересами в США, что вынуждает осторожно подходить к введению таких ограничений.

Ограничения со стороны ЕС по отношению к МГП Северный поток-2 не остановят проект как таковой, но сильно повлияют на его рентабельность.
Примером может служить решение Суда ЕС, который 10 сентября 2019 г. суд ЕС по иску Польши отменил решение Еврокомиссии (ЕК) от 2016 г., по которому Газпром мог полностью использовать мощности МГП OPAL - восточного отвода от МГП Северный поток.
Теперь доступ Газпрома ограничен лишь 50% мощностей МГП OPAL, как прописано в 3м энергопакете ЕС, остальные мощности же зарезервированы для неких виртуальных сторонних поставщиков газа, которых даже теоретически быть не может, поскольку МГП OPAL принимает газ исключительно из МГП Северный поток.
Российская сторона формирует программу ответных действий, в первую очередь, оспаривания решения суда ЕС, но это потребует достаточно продолжительного времени и затрат.
Более того, подобные перспективы могут коснуться и самого МГП Северный поток-2 после принятия поправок к газовой директиве ЕС, распространяющей 3й энергопакет на все, в т.ч. морские, газопроводы, входящие на территорию стран ЕС.
У Германии, как у принимающей страны может быть право на предоставление исключений, но окончательно позиция Еврокомиссии (ЕК) по этому поводу так и не была озвучена.
Nord Stream 2 добивается от ЕК ясности и предупреждает о том, что будет защищать интересы инвесторов, в числе которых крупнейшие европейские энергетические компании, в суде.

Реакция на встречу Д. Трампа и А. Дуда с российской стороны уже последовала.
Член Совфеда РФ В. Джабаров оценил заявления о препятствовании строительству МГП Северный поток-2 со стороны США и Польши.
По словам В. Джабарова, эти страны не смогут помешать реализации проекта, однако им может удаться притормозить строительство газопровода.
Но Западная Европа с этим не смирится, особенно Германия, которая заинтересована в российском газе.
Польша при этом лишь дублирует слова американского старшего брата и не имеет собственной политики.

Северный поток-2 пройдет по дну Балтийского моря практически повторяя маршрут МГП Северный поток.
Трубы укладывают от компрессорной станции (КС) Славянская в Кингисеппском районе Ленинградской области до балтийского побережья Германии.
Мощность газопровода составит 55 млрд м3/год газа, а протяженность - около 2400 км (по 2 ниткам).
По состоянию на 15 сентября 2019 г. на дно Балтийского моря уложено 1989 км газопровода (по обеим ниткам), что составляет около 81% от общей протяженности МГП Северный поток-2.
Газпром не исключает, что МГП Северный поток-2 будет достроен в срок есть, т.е. до конца 2019 г.

Также Д. Трамп и А. Дуда подписали совместную декларацию о расширении сотрудничества в сфере обороны между США и Польшей.
Этот документ также стал результатом встречи президентов в 2018 г.
Тогда была достигнута договоренность о расширении сотрудничества в сфере обороны и разведки.
В частности, в Польше планировалось расположить командование войск США, а также рассматривалась возможность размещения в Польше военной базы США.
23 сентября 2019 г. Д. Трамп заявил, что США переместят часть своих военных из других стран Европы в Польшу.
Детали соглашения раскрыло Бюро нацбезопасности Польши, сообщившее о том, что стороны продолжают работу над планом укрепления военных связей между Польшей и США, а также американских возможностей обороны и сдерживания в Польше.
В настоящее время эти силы включают в себя около 4,5 тыс. военнослужащих США на ротационной основе, а в ближайшем будущем присутствие увеличится на 1 тыс. представителей дополнительного военного персонала США.
А. Дуда возлагает большие надежды на расширение присутствия военного контингента США в Польше, что поможет предотвратить новые военные конфликты.
Присутствие союзнических войск в Польше является адекватной реакцией на политику России в последние годы.
Д. Трамп был более сдержан, а на прямой вопрос о том, связано ли расширение военного присутствия США в Польше с угрозой со стороны России ответил отрицательно.


Автор: Е. Алифирова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram