Об этом 24 июля 2023 г. пишет немецкое издание Handelsblatt со ссылкой на данные украинской таможни.
Украинские танки работают на российской нефти
По данным издания, Украина увеличила объемы импортируемых нефтепродуктов от венгерской MOL Group и турецких поставщиков.Особое внимание в публикации уделяется именно MOL:
- MOL, тесно связанная с венгерским государством, удвоила свои продажи в Украину за последние полгода,
- MOL получает российскую нефть, т.к. ей предоставлено специальное разрешение ЕС на использование на своих нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) нефти из России (в 6м пакете санкций ЕС было введено исключение из-под эмбарго ЕС на поставки нефти по МНП Дружба, в 11м пакете это исключение сохранилось для южной нитки, по которой российская нефть поступает в Словакию, Чехию и Венгрию),
- поскольку MOL в значительной степени перерабатывает российскую нефть, военная техника Украины, скорее всего, теперь будет в основном заправляться ею,
- компании, которые не закупают сырье из России, теряют долю рынка в Украине, т.к. MOL имеет конкурентное преимущество перед другими европейскими нефтяными компаниями
- в то время как особая роль Венгрии до сих пор не привлекала особого внимания общественности, Турция уже давно не скрывает, что она получает большую выгоду от импорта нефти из России.
Акцентирование внимания на деятельности MOL со стороны немецкого издания выглядят как попытка разогнать недовольство общественности в отношении привлечь внимание общественности к ее конкурентным преимуществам.
Германия и Польша, получавшие российскую нефть по северной нитке МНП Дружба, добровольно отказались от поставок нефти по этому маршруту (Польша придерживалась этого самоограничения непоследовательно).
24 июня 2023 г. запрет на поставки российской нефти по северной нитке МНП Дружба был оформлен законодательно на уровне ЕС в 11м пакете санкций.
При этом Германия стала зависима от Польши как от транзитера нефти, что усиливает переговорную позицию польской Orlen, интересующейся приобретением доли участия в НПЗ PCK в г. Шведт, контрольный пакет которого ранее принадлежал Роснефти, но был взят под управление властями ФРГ.
Поставки топлива на Украину
Handelsblatt приводит мнения экспертов, согласно которым на Украине обеспечивается достаточный запас дизельного топлива, поскольку многие предприятия военной экономики приостановили или вообще прекратили свою деятельность.По оценкам аналитиков, потребление нефтепродуктов могло сократиться на 40-50%, несмотря на огромные потребности армии.
Маршруты поставок:
- в основном поставки топлива на Украину осуществляются по железной дороге через Польшу,
- из Словакии и Венгрии топливо поступает в страну по трубопроводу,
- из Румынии дизельное топливо сначала отгружается на суда, а затем по железной дороге поступает на Украину.
В начале 2023 г. немецкая Welt и ряд других изданий выпустили серию публикаций о секретных поставках Болгарией дизельного топлива на Украину, производимого на заводе, принадлежащем ЛУКОЙЛу.
ЛУКОЙЛ отрицал наличие контрактов на поставки топлива на Украину и заявил, что его продукция продается только в Болгарии.
В России также последовало несколько материалов на эту тему, в т.ч. журналиста А. Караулова (признан иноагентом), на которые ЛУКОЙЛ заявил, что распространение информации о поставках на Украину топлива с болгарского НПЗ компании связано с конкуренцией на российском энергетическом рынке.
Последовало судебное разбирательство.
В начале июля 2023 г. Арбитражный суд г. Москвы признал информацию, распространенную А. Карауловым, недостоверной и порочащей деловую репутацию ЛУКОЙЛа.