USD 79.7796

0

EUR 92.88

0

Brent 66.72

+0.35

Природный газ 2.93

+0.02

, Обновлено 10:14
8 мин
7566

Дождались! ЕК представила дорожную карту плана REPowerEU по отказу от российских энергоресурсов к концу 2027 г.

Дорожная карта предусматривает постепенное удаление российской нефти, газа и ядерной энергии с рынков ЕС.

Дождались! ЕК представила дорожную карту плана REPowerEU по отказу от российских энергоресурсов к концу 2027 г.

Источник: European Comission

Москва, 7 мая - ИА Neftegaz.RU. Еврокомиссия (ЕК) представила проект дорожной карты по реализации плана REPowerEU, направленного на прекращение импорта энергоресурсов из России в 2027 г.
Изначально дорожная карта должна была быть опубликована в марте 2025 г., но была отложена.
Новая дата публикации была назначена на 6 мая 2025 г., она была соблюдена, а ее содержание в целом совпало с ожиданиями рынка.

На фоне выпуска дорожной карты ЕК любопытно высказанное 26 марта на конференции в г. Берлине мнение П. Пуянне - главы TotalEnergy о перспективах поставок российского газа в Европу:

  • Европе по-прежнему будет требоваться определенный уровень поставок российского газа, чтобы ее промышленность оставалась конкурентоспособной;
  • я бы не удивился, если бы 2 из 4 газопроводов ГТС Северный поток вернулись в строй, а не все 4;
  • невозможно конкурировать с российским газом, импортируя СПГ откуда угодно;
  • стратегия Европы по диверсификации энергетических ресурсов имеет смысл, но ЕС следует быть осторожным, чтобы в будущем не оказаться в такой же ситуации, как США, имея в виду растущий импорт сжиженного природного газа в США;
  • думаю, будет интересно посмотреть, сможем ли мы противостоять дешевому российскому газу или нет;
  • дешевая энергия важна для промышленности в Европе, особенно в Германии;
  • думаю, что Центральная Европа не сможет оказать полноценное сопротивление российскому газу.
Очевидно, что после таких слов Бульдозера (так П. Пуянне называют коллеги) публиковать в марте Дорожную карты было невыгодно властям ЕС.
Сейчас время прошло, острота слов П. Пуянне притупилась.
Можно анонсировать ДК.

Дорожная карта по REPowerEU

В сообщении ЕК отмечается, что доля российского газа в импорте ЕС снизилась благодаря плану REPowerEU, запущенному в мае 2022 г. [падение спроса на газ в ЕС и поставок газа из России началось еще осенью 2021 г. на фоне взлета газовых котировок до 2000 долл. США/1000 м3 в условиях мирового энергетического кризиса. - прим. ред.].
Однако в 2024 г. в ЕС наблюдался рост импорта российского газа, поэтому ЕК представила дорожную карту, которая должна помочь ЕС полностью отказаться от российских энергоресурсов, обеспечив при этом стабильные поставки и цены на энергоносители в ЕС.
В соответствии с дорожной картой будет осуществляться постепенное вытеснение с рынков ЕС российской нефти, газа и ядерных материалов.

Дорожная карта включает меры по следующим направлениям:
  • газ. Страны ЕС должны прекратить весь импорт российского газа к концу 2027 г., повысив прозрачность, усилив контроль и отслеживаемость российского газа на рынках ЕС. Новые контракты с поставщиками российского газа будут запрещены, а спотовые контракты (с немедленной оплатой) будут прекращены к концу 2025 г.;
  • нефть. Планируется принять новые меры в отношении теневого флота - судов, используемых Россией для обхода санкций при перевозке нефти;
  • атомная энергетика. Предлагается ограничить новые контракты на поставку урана, обогащенного урана и других ядерных материалов из России, подписанные Агентством по поставкам Евратома (Euratom Supply Agency, ESA).

Сама дорожная карта (COM/2025/440) включает 9 пунктов:
  • действие 1 - правила ЕС, требующие от покупателей раскрывать информацию о контрактах на импорт российского газа и регулярно обмениваться информацией между таможенными органами и соответствующими госорганами,
  • действие 2 - страны ЕС планируют и контролируют поэтапный отказ от российского газа с помощью национальных планов с четкими действиями и сроками (должны быть представлены к концу 2025 г.).,
  • действие 3 - положения о запрете импорта российского газа по новым контрактам и существующим спотовым контрактам не позднее конца 2025 г., а по существующим долгосрочным контрактам - не позднее конца 2027 г.,
  • действие 4 - изучение вариантов агрегирования спроса и устранения оставшихся нормативных и рыночных барьеров для более эффективного использования инфраструктуры,
  • действие 5 - торговые меры в отношении импорта обогащенного урана из России, чтобы уравнять условия и стимулировать политические и деловые решения, направленные на ускорение наращивания потенциала в ядерной производственно-сбытовой цепочке ЕС, а также ограничения на новые контракты ESA на поставку урановой продукции, обогащенного урана и др. ядерных материалов из России,
  • действие 6 - подготовка национальных планов стран ЕС с четкими действиями и сроками выполнения по поэтапному отказу от импорта российской ядерной энергии и контроль их выполнения,
  • действие 7 - предложение по Европейской инициативе в области радиоизотопов (European Radioisotopes Valley Initiative, ERVI - инициатива, направленная на обеспечение поставок медицинских радиоизотопов в ЕС за счет увеличения внутреннего производства),
  • действие 8 - 2 страны ЕС разработают национальные планы поэтапного отказа от импорта российской нефти и ее замещения до конца 2027 г. с четкими действиями и сроками (представление плана в конце 2025 г.),
  • действие 9 - дальнейшее введение и применение санкций в отношении организаций и судов, перевозящих нефть, подозреваемых в незаконной деятельности.

К концу 2025 г. страны ЕС подготовят национальные планы, в которых будет указано, как они будут способствовать поэтапному отказу от импорта газа, ядерной энергии и нефти из России.
В то же время будут продолжены усилия по ускорению энергетического перехода в ЕС и диверсификации энергоснабжения для устранения рисков для безопасности поставок и стабильности рынка.
Это внесет вклад в экономический план, изложенный в Компасе конкурентоспособности, соглашении о чистой промышленности и в плане действий в области доступной энергии.
Конкретные законодательные предложения в поддержку дорожной карты плана REPowerEU в июне 2025 г.

Что беспокоит ЕК?

ЕК утверждает, что зависимость от российского импорта энергоносителей приводит к серьезным рискам в области безопасности и экономики для ЕС и его государств-членов, поскольку Россия постоянно использует существующие источники энергоснабжения в качестве оружия,
угрожающего стабильности и процветанию ЕС.
В частности, ЕК обеспокоена тем, что доля российского газа в общем объеме импорта ЕС снижавшаяся в период с 2021 по 2023 гг., в 2024 г. вновь выросла:
  • в период с 2021 по 2023 г. ЕС сократил импорт российского газа (трубопроводного и сжиженного) более чем на 70%, со 150 млрд м3 до 43 млрд м3,
  • в 2024 г. эта тенденция к снижению прекратилась, и импорт из России увеличился:
    • импорт сжиженного природного газа (СПГ) вырос на 12% по сравнению с 2023 г. - с 18 млрд м3 до 20 млрд м3, это составило 7% от общего объема импорта газа ЕС,
    • импорт трубопроводного газа вырос на 26%, с 25 млрд м3 до 31,6 млрд м3,из них 15,1 млрд м3 или 6% от общего объема импорта газа ЕС поступило украинскому маршруту, 16,5 млрд м3 или также 6% - через магистральный газопровод (МГП) Турецкий поток.

В результате доля российского газа в структуре импорта ЕС снизилась с 45% в 2021 г. до 19% в 2024 г., а в 2025 г. она составит 13% в связи с прекращением транзита газа через Украину.
ЕК ожидает, что в 2025 г. в ЕС поступит 36,5 млрд м3 газа из России (13% от объема импорта), в т.ч. 20 млрд м3 в виде СПГ и 16,5 млрд м3 через МГП Турецкий поток.

Также ЕК переживает, что в ЕС сохраняются поставки российской нефти, несмотря на эмбарго, введенное в рамках 6го пакета санкций (вступило в силу 5 ноября 2022 г.).
Доля российской нефти в структуре импорта ЕС сократилась с 27% в начале 2022 г. до 3% в настоящее время.
Чехия, Венгрия и Словакия, подключенные к южной нитке магистрального нефтепровода (МНП) Дружба получили исключение из-под эмбарго ЕС.
При этом Чехия обеспечила себе альтернативный маршрут поставок по МНП TAL из Италии, тогда как у Венгрии и Словакии альтернатив фактически нет из-за ограничений на МНП Adria из Хорватии.
Для Словакии и Венгрии российская нефть составляет более 80% от общего объема импорта нефти в эти страны, что, по мнению ЕК, может представлять угрозу для их надежности поставок.

Кроме того ЕК обеспокоена ситуацией с теневым флотом танкеров, обеспечивающим экспорт российской нефти.
ЕК утверждает, что эти суда находятся в плохом техническом состоянии, с неясными владельцами и страховкой, что создает ощутимый риск для окружающей среды из-за потенциальных разливов нефти и других загрязнений с судов.
ЕС уже ввел санкции против конкретных судов и намерен продолжать эту работу в рамках готовящегося 17го пакета санкций против России.

На что рассчитывает ЕК?

Представленная дорожная карта описывает стратегию ЕС по поэтапному отказу от оставшегося российского импорта энергоносителей
Согласно дорожной карте, ЕК рассчитывает обнулить поставки газа, нефти и обогащенного урана/ядерного топлива в ЕС до конца 2025 г.

Это означает, что предстоит заместить поставки в следующем объеме (данные на 2024 г.):
  • 52 млрд м3 газа, в т.ч. 32 млрд м3 по газопроводам и 20 млрд м3 в виде СПГ, которые поставлялись в 10 стран ЕС,
  • 13 млн т нефти, поступающие в 3 страны ЕС [с апреля 2025 г. этот объем уменьшается в связи с переходом Чехии на альтернативные поставки по МНП TAL - прим. ред.],
  • 2,8 тыс. т обогащенного уранового продукта/ядерного топлива для 7 стран ЕС.
ЕК ожидает, что полная реализация энергоперехода и недавно принятый план действий по обеспечению доступной энергии позволят заменить до 100 млрд м3 природного газа к 2030 г.
Это соответствует экономии ЕС более чем 15 млрд м3/год газа или дальнейшему сокращению спроса на газ на 40-50 млрд м3 к 2027 г., что будет способствовать постепенному отказу от импорта российского газа.

Также ЕК полагается на рост мировых поставок СПГ:
  • в 2025 г. будет введено 25-30 млрд м3 дополнительных мощностей, около 60 млрд м3 в 2026 г., около 80 млрд м3 в 2027 г. и около 40 млрд м3 в 2028 г.,
  • это увеличит общие мощности по производству СПГ примерно на 200 млрд м3/год к 2028 г.,что в 5 раз больше,чем импорт российского газа в ЕС,
  • это приведет к избытку предложения СПГ в объеме не менее 130 млрд м3/год.

Однако в плане ЕК по газу просматривается ряд слабых мест.
Так, прогноз о переизбытке предложения СПГ к 2028 г. в мире базируется на докладе Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Outlook 2024 (WEO-2024).
Однако к документу и так было много вопросов (в частности, к прогнозу о достижении пика спроса на все виды ископаемого топлива к 2030 г.), а с момента выхода доклада в октябре 2024 г. ряд проектов по производству СПГ сдвинули сроки запуска вправо, нивелируя риски перепроизводства.

Также вызывает вопросы и эффективность запрета на импорт российского трубопроводного газа в ЕС, нивелирует эту инициативу проект Турецкого газового хаба, анонсированный еще в 2022 г.
Проект предусматривает создание площадки для поставок газа и ценообразования в Турции на границе с ЕС, на которой будут представлен газ различных поставщиков - России, Алжира, Катара, Ирана, Азербайджана, Омана, Туркменистана, а также газ с турецких месторождений на шельфе Черного моря.
На 1м этапе его планируется реализовать в форме электронной торговой площадки, но в дальнейшем проект может быть расширен до физического хаба, что обеспечит обезличивание газа, поставляемого в ЕС.
Ранее сообщалось, что Центр торговли газом в рамках проекта международного газового хаба с участием турецкой BOTAS и Газпрома будет создан в 2025 г.
Переговоры по созданию хаба идут неспешно, но сейчас могут быть активизированы.

Ограничение краткосрочных сделок по покупке российского газа также может быть затруднительным, поскольку на рынках СПГ нет четкого определения спотового контракта (в основном считается, что это любой контракт сроком до 3 месяцев).
Кроме того, по прибытии танкера-газовоза в порт назначения, неясно, был ли груз СПГ куплен по долгосрочному контракту или на спотовом рынке.
Из-за этого ЕК будет сложно контролировать соблюдение правил и оценивать их влияние.

В плане замещения поставок российской нефти для Венгрии и Словакии ЕК ничего конкретного не предлагает.
В дорожной карте отмечается лишь, что ЕК продолжает оказывать поддержку этим странам в постепенном замещении российской нефти и поиске альтернативных поставщиков по МНП Adria.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram