USD 93.4409

-0.65

EUR 99.5797

-0.95

Brent 87.38

+0.14

Природный газ 1.76

-0

4 мин
...

Венгрия в кругу друзей. Украина и Хорватия повысили тарифы на транспортировку нефти через свои территории

Глава МИД Венгрии П. Сийярто ранее обвинял Хорватию и Украину в том, что они воспользовавшись ситуацией и недобросовестно повысили ставки транзитных платежей.

Венгрия в кругу друзей. Украина и Хорватия повысили тарифы на транспортировку нефти через свои территории

Москва, 24 мая - ИА Neftegaz.RU. Венгрия столкнулась с повышением тарифов на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам (МНП) через Украину и Хорватию.

Украинский тариф

Согласно документам Транснефти, опубликованным на сайте компании, Украина повышает тарифы на транспортировку нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба через свою территорию на 25%.
С 1 июня 2023 г. тариф на прокачку по украинскому участку МНП Дружба в направлении Словакии и Венгрии по договору с Укртранснафтой будет повышен на 3,4 евро/т (на 25%) до 13,6 евро/т.
Повышение тарифа коснулось обоих участков южной нитки МНП Дружба на территории Украины:
  • граница Республики Беларусь/Украины (32 км МНП Мозырь - Броды - Ужгород ) - граница Украины и Словакии (в направлении Будковце),
  • граница Республики Беларусь/Украины (32 км МНП Мозырь - Броды - Ужгород) - граница Украины и Венгрии (в направлении Фенешлитке).
Повышение тарифов на транспортировку нефти по украинскому участку МНП Дружба станет 2м с начала 2023 г.
С 1 января 2023 г. тариф вырос на 18,3%, до 13,6 евро/т.
В качестве причин повышения неофициально назывались рост стоимости и дефицит электроэнергии на Украине, нехватка топлива и запчастей, а также рост стоимости обеспечения безопасности из-за продолжающегося разрушения украинской энергетической инфраструктуры.
В 2022 г. тариф также повышался 2 раза: с начала года до 9 евро/т, а затем с 1 апреля - на 27,8%, до 11,5 евро/т.

Нынешнее повышение Укртранснафта планировала провести более резко - с 1 апреля 2023 г. компания предлагала поднять ставку в 2 раза, до 27,2 евро/т, но не смогла согласовать такой рост с потребителями.
В конце апреля 2023 г. стало известно, что Укртранснафта поменяла планы и намерена увеличить тариф в 2 этапа:
  • с 1 июня 2023 г. - на 25%, до 17 евро/т,
  • с 1 августа - еще на 23,5%, до 21 евро/т.
2й этап потенциального повышения тарифов в документах Транснефти не отражен.

Параллельно меняется и схема оплаты за транзит нефти через Украину.
Укртранснафта ведет переговоры напрямую с получателями нефти в Словакии, Венгрии и Чехии, но затем эти договоренности формализуются с Минэнерго РФ и Транснефтью, которая исторически вносит аванс за транзит нефти по украинскому участку МНП Дружба.
В перспективе планируется, что страны-потребители перейдут на прямую оплату транспортировки нефти до своих границ, которая сейчас закладывается в цену поставки нефти.
По итогам встречи с вице-премьером РФ А. Новаком министр иностранных дел и внешней торговли Венгрии П. Сийярто сообщил, что венгерская MOL будет напрямую расплачиваться с Укртранснафтой за транзит нефти по МНП Дружба.
Также, по словам министра, удалось договориться, что в отношении поставок сырой нефти пунктом передачи по-прежнему будет граница Венгрии и Украины.

Напомним, что транспортировка российской нефти в Венгрию идет по южной нитке МНП Дружба (Дружба-2) через Украину пропускной мощностью 7,9 млн т/год, а также участок Дружба-1 - ответвление из Словакии, пропускной мощностью 6,0 млн т/год.
MOL владеет 2 нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в Венгрии и Словакии - Дунайским НПЗ в г. Сазхаломбатт (Danube refinery, мощность 8,1 млн т/год) и НПЗ Slovnaft в г. Братислава, которым владеет через словацкую дочку (мощность 5,5 млн т/год).
Оба НПЗ не имеют выхода к морю и в основном получают российскую нефть Urals из южной нитки МНП Дружба, на которую они технологически настроены.
С 2014 г. MOL начала диверсификацию источников поставок нефти и рассчитывает, что сможет выбирать между российской или нероссийской нефтью для НПЗ к 2026 г.
Однако зависимость от стран-транзитеров ограничивает возможности MOL.

Хорватский тариф

С повышением тарифов на транспортировку нефти венгерская MOL и ее словацкая дочка Slovnaft столкнулась и по альтернативному маршруту поставок - по Адриатическому нефтепроводу (МНП Adria) через Хорватию.
Пресс-секретарь Slovnaft А. Молнар 22 мая 2023 г. сообщил, что MOL и Slovnaft вынуждены были согласиться на условия хорватского нефтетранспортного оператора JANAF, которые предусматривают завышенную цену на транспортировку нефти.
Тезисы от А. Молнара:
  • JANAF согласилась для Slovnaft и MOL только с 1-летним контрактом, в котором предусмотрена относительно высокая цена за транспортировку нефти,
  • это значит, что Slovnaft и MOL будут платить в несколько раз более высокие сборы в сравнении с соответствующим стандартом в ЕС,
  • у Slovnaft, как и у MOL, не было другого выхода, кроме как согласиться с договором, поскольку МНП Adria имеет большое значение в обеспечении безопасности альтернативных поставок нефти в регион Центральной и Восточной Европы.

МНП Adria был построен в 1976-1979 гг. для поставок нефти в страны бывшей Югославии, Чехословакии и Венгрию.
Нефтепровод проходит от терминала в порту Омишаль на о. Крк в Хорватии в Сербию и Венгрию с ответвлениями в Словению и Боснию и Герцеговину.
Совокупная мощность МНП Adria составляет 14 млн т/год.

Переговоры MOL и Slovnaft с хорватской стороной о тарифах на транспортировку нефти продолжались более года.
В конце апреля 2023 г. председатель и главный исполнительный директор MOL Ж. Хернади говорил, что JANAF хочет повысить плату за транзит по МНП Adria в 4 раза по сравнению с базовой платой, взимаемой по МНП Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД).
Пробную переработку нефти сорта Azeri Light, транспортируемой по МНП Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД), отгружаемой с терминала в турецком порту Джейхан и доставляемой морем в хорватский порт Омишаль, Slovnaft провела в апреле 2023 г.
Также Ж. Хернади говорил о попытках MOL договориться с JANAF о долгосрочном контракте.
П. Сийярто недавно обвинял Хорватию в том, что она, воспользовавшись военной ситуацией, недобросовестно в несколько раз повысила ставку транзитных платежей, добавив, что так же поступила и Украина.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram