USD 103.7908

+1.21

EUR 108.8705

+1.45

Brent 72.83

+0.22

Природный газ 3.518

+0.1

, Обновлено 28 сентября 11:47
4 мин
1792

СПбМТСБ дорабатывает индикатор цен на нефть в соответствии с требованиями Минфина РФ

По мнению ведомства пока он не репрезентативен, т.е. не отражает реальную стоимость сорта Urals.

СПбМТСБ дорабатывает индикатор цен на нефть в соответствии с требованиями Минфина РФ

Москва, 27 сен - ИА Neftegaz.RU. Индикатор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) для цен на нефть (нужен в т.ч. для расчета нефтяных налогов) дорабатывается в соответствии с рекомендациями Минфина России и может начать функционировать с 1 января 2025 г., как и было заявлено ранее.
Об этом заявил президент СПбМТСБ И. Артемьев на Российской энергетической неделе (РЭН-2024).

Тезисы И. Артемьева:
  • делаем все, чтобы к 1 января 2025 г. доказать Минфину, что у нас показательный индекс;
  • индекс уже получил предварительное положительное заключение ЦБ РФ;
  • методику обсудят ФАС и другие профильные ведомства на биржевом комитете;
  • у СПбМТСБ есть все данные, чтобы корректно формировать цену на российскую нефть:
    • видим не только фактически биржевые сделки, но и все внебиржевые договоры,
    • т.е. у нас есть все договоры вообще на рынках, включая экспорт, включая внутренний рынок.
Однако 26 сентября 2024 г. замглавы Минфина А. Сазанов сообщил:
  • пока что ценовой индекс на нефть СПбМТСБ использовать не будут;
  • он не репрезентативен, т.е. не отражает реальную стоимость нефти сорта Urals, которая нужна Минфину для расчета налоговых поступлений от нефтяников.
Вероятно потому, что через СПбМТСБ проходит меньшая часть торгуемой нефти - остальное идет по контрактам напрямую с покупателями.

Российские индикаторы - зачем они?

Национального индикатора цен на экспортную нефть нет, но разговоры о бенчмарке идут очень давно.
В России расчет стоимости нефти сорта Urals привязан к котировкам иностранных ценовых агентств.
В свою очередь, данные по ценам на нефть Urals используются в рамках методики расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных пошлин, других обязательных платежей, что ставит российский бюджет в зависимость от данных Argus, S&P Global Platts и др. международных агентств.
Высокий дисконт - большая проблема российского нефтегаза после введения 5 декабря эмбарго ЕС и потолка цен на поставляемую морем российскую нефть.

Попытки преодолеть эту зависимость и перейти к российским котировкам предпринимались и ранее, но после начала СВО РФ на Украине ( см. за 27 сентября 2024 г.) эта зависимость стала гораздо более проблемной.

В марте 2022 г. вице-премьер А. Новак в рамках правительственного часа в Госдуме сообщил, что правительство РФ работает над проектом национальной системы ценообразования для российской нефти сорта Urals через механизм биржевых торгов.
Замглавы ФАС В. Королев в ходе ВЭФ-2022 говорил, что индикатор на российскую нефть на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) может быть создан до конца 2022 г.

В августе 2022 г. ФАС предлагала расширить список предоставляемых на биржу СПбМТСБ данных о внебиржевых договорах по поставкам нефти, что послужит развитию репрезентативных национальных индексов.

В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
Дело стояло.
Подключился В. Путин, потребовав от Правительства РФ предложения по уточнению методики определения цен на нефть и нефтепродукты для налогообложения:
  • в январе 2023 г. - по итогам совещания с членами правительства;
  • в мае 2023 г. - по итогам совещания по экономическим вопросам, прошедшего 11 апреля, было поручено до 30 июня 2023 г. уточнить ценовые индикаторы на нефть для налогообложения нефтяных компаний.
Глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов в 2023 г. говорил, что вопрос перехода на независимые отечественные источники информации о стоимости нефти вместо используемых сейчас может быть решен в 2023 г.
П. Сорокин:
  • говорил, что западные ценовые агентства котируют не соответствующую действительности цену на нефть,что негативно отражается на доходах российского бюджета в результате высоких дисконтов на нефть Urals и особенностей налогового регулирования российского нефтегаза;
  • назвал формирование отечественных индикаторов ключевой задачей на 2023 г. и последующие годы.
В октябре 2023 г. применение индекса ЦСПБ (индекс нефти Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, СПбМТСБ) при определении налоговой ставки НДПИ было предложено перенести с 2024 на 2025 г.

С января 2024 г. цена сорта Urals для расчета налогов выбирается максимальная из 2х:
  • NSD с определенным дисконтом (20 долл. США/барр. на 2024 г.);
  • или котировка Urals в российских портах плюс стоимость транспорта до европейских.
Стоимость транспорта устанавливается по методике ФАС (берутся данные Argus, методика пока не утверждена), а если ее не будет, то 2 долл. США/барр.

Очевидно, что одна из задач властей РФ - снизить дисконт российского экспортного сорта нефти.
С апреля 2023 г. в российском законодательстве введено ограничение разницы по цене между котировками нефти сорта Urals от Argus и North Sea Dated (котировка Argus, включает 5 сортов нефти: Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll - BFOET) для исчисления НДПИ, НДД и обратного акциза на нефть.
Тогда максимальный дисконт был установлен на уровне 34 долл. США/барр., с перспективой доведения до 25 долл. США/барр.
В апреле 2023 г. дисконт Urals к North Sea Dated составил 26,26 долл. США/барр., т.е. расчет налогов шел по учитываемой Минфином фактической цене Urals, без корректировки на максимально допустимый для этого месяца дисконт.
Сейчас максимальный дисконт составил уже только 20 долл. США/барр, упав за 1 год на 14 долл США/барр.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram