Однако угроза представляется не настолько серьезной, чтобы страны Группы 20 начали реально действовать сообща.
Но начало диалога в новом формате уже выглядит достаточно позитивно.
9 апреля 2020 г. прошла телеконференция ОПЕК+, на которой обсуждались меры по ребалансировке нефтяного рынка.
Телеконференция глав Минэнерго стран G20 созвана 10 апреля 2020 г. по инициативе председательствующей в двадцатке Саудовской Аравии.
Позитив
Анонсирована четкая, поэтапная и долгосрочная схема снижения добычи нефти с кажущимся достаточным объемом сокращения, чтобы сдержать обвал рынков и возможностью корректировки по результатам начального этапа ее реализации.
Негатив
Власти США отказались снижать добычу нефти.
Можно сказать спасибо Д. Трампу, который неожиданно спас подвисшую было новую версию Венского соглашения ОПЕК+, когда Мексика отказалась от предложенной ей квоты по сокращению добычи.
Большую часть квоты Мексики якобы взяли на себя США, которым остро требуется тяжелая мексиканская нефть, чтобы заместить венесуэльскую, схожую по плотности.
Но подтверждения этому на G20 - не было!
Впрочем, граждане в мире ждали результатов, и про мексиканскую квоту у американцев даже не спросили, поверив на слово.
Антагонисты или партнеры?
Основное внимание было приковано к 2 главным антагонистам - министрам энергетики РФ и США А. Новаку и Д. Бруйетту.
Президенты РФ и США впервые в истории 2 раза за сутки провели телефонные переговоры.
В ночь после телеконференции ОПЕК+ В. Путин, Д. Трамп и короля Саудовской Аравии С. Аль Сауда обсудили итоги встречи, а вечером 10 апреля В. Путин и Д. Трамп тепло поговорили о новой версии Венского соглашения ОПЕК+, COVID-19 и сотрудничестве в космической отрасли промышленности.
Впрочем, Д. Трамп на уступки В. Путину не пошел, отказавшись сокращать добычу нефти.
А. Новак во многом повторил свое выступление на телеконференции ОПЕК+, вяло призвав страны G20 к совместным действиям по стабилизации рынка нефти.
Речь изобиловала словами-призывами: всеобъемлюще, нужно наладить, комплекс мер, объединить, социально - экономические последствия
Тезисы от А. Новака:
- в формате ОПЕК+ согласован комплекс мер по сокращению добычи, нацеленный на стабилизацию рынка,
- роль G20 видится в том, чтобы всеобъемлюще поддержать эти усилия,
- необходимо вместе наладить механизм мониторинга и выработки необходимых мер реагирования,
- в этой работе должны принять участие все заинтересованные страны,
- все страны-производители нефти должны объединить усилия,
- страны G20 должны объединить усилия по стабилизации рынка нефти,
- это необходимо, поскольку доля стран G20 в мировом ВВП составляет порядка 80%, а кризис в нефтяной отрасли грозит серьезными социально-экономическими последствиями для всего мира?
- кризис касается как потребителей нефти , так и добывающие страны.
Тезисы от Д. Бруйетта:
- пришло время серьезно изучить, что страны могут сделать, чтобы исправить дисбаланс спроса и предложения,
- США призывают все страны использовать все средства для сокращения избытка предложения,
- США предпринимают действия для открытия стратегического нефтяного резерва (SPR) для хранения там максимально возможного количества нефти,
- излишки нефти будут выведены с рынка SPR в то время, когда коммерческие хранилища наполняются, а рынок перенасыщен,
- США будут искать дополнительные возможности, чтобы снизить ущерб, который переживают их добывающие компании.
Но это откровенное издевательство, потому что свободных мощностей SPR лишь около 77 млн барр. нефти.
Страны ОПЕК+ требовали от G20 добычи на 5 млн барр/сутки, и если даже американцы честно будут заливать по 5 млн барр/сутки нефти в SPR, то через 15 дней нефть начнет выливаться через край.
А если не будут честными, то это усугубит ситуацию на рынке нефти.
По данным Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), объем нефти в SPR по итогам недели, завершившейся 3 апреля 2020 г. составил 634,967 млн барр. при общем объеме нефтехранилищ SPR 713,5 млн барр., т.е. в SPR можно закачать еще 77 млн барр. нефти.
По поводу сокращения добычи, Д. Бруйетт лишь обозначил разочарование США в том, что другие страны пока не материализовали это.
В США добыча нефти к концу 2020 г. может снизиться на 2 млн барр./сутки, а некоторые модели показывают снижение до 3 млн барр./сутки.
Это естественное падение добычи в условиях кризиса, падения спроса и обвала нефтяных цен.
Но основная причина снижения добычи - это технологические проблемы добычи сланцевой нефти в США.
И началось стагнация не сейчас, а в начале 2019 г.
Можно не сомневаться, когда пытливые технологи изобретут новые технологии, в США снова начнется рост добычи нефти, так что обольщаться не следует.
Власти РФ несмело дали понять, что не готовы рассматривать естественное падение в качестве меры по стабилизации нефтяного рынка, но их голос власти США даже не услышали.
К сожалению, ситуация показывает неблагоприятную для властей РФ табель о нефтяных рангах в мире.
Спецкомитет G20
А. Новак предложил создать при G20 специальный комитет для мониторинга ситуации и координации действий стран G20 по восстановлению энергетического рынка - рекомендательный орган, аналогичный по функциям Министерскому мониторинговому комитету ОПЕК+ (JMMC).
Войти в спецкомитет G20 могут все заинтересованные страны и профильные энергетические агентства.
На фоне отказа властей США от сотрудничества это предложение не выглядело главной задачей восстановления рынка нефти
Предмет обсуждения и новые противоречия
Обсуждение на телеконференции G20 свелось к финализации договоренностей ОПЕК+.
Зачем саудиты вообще организовали эту встречу, если участие стран Группы 20 в новом ограничении добычи нефти не затрагивалось?
На телеконференции ОПЕК+ 9 апреля 2020 г. после длительных и сложных переговоров были согласованы анонсированные 9 апреля договоренности по поэтапному сокращению.
Схема сокращения предполагается следующая:
- в мае-июне 2020 г. - на 10 млн барр./сутки,
- во 2м полугодии 2020 г. - на 8 млн барр./сутки,
- с 1 января 2021 г. по 30 апреля 2022 г. - на 6 млн барр./сутки.
- взять за базовый показатель 11 млн барр./сутки.
- на 1м этапе будут добывать 8,5 млн барр./сутки, на 2м этапе - 8,99 млн барр./сутки и на 3м этапе - по 9,495 млн барр./сутки нефти.
А ведь страны ОПЕК+ рассчитывая, что страны G20 снизят добычу еще на 5 млн барр./сутки, но G20 - отказались.
Более того, ряд стран Европы вообще блокировали подписание финального коммюнике по итогам телеконференции G20, продвигая идеи декарбонизации и поддержку проектов возобновляемой энергетики (ВИЭ).
Великобритания посчитала, что текст коммюнике надо смягчить, поскольку кризис не такой сильный как кажется.
Переговаривались 5,5 часов (в 2 раза короче, чем встреча ОПЕК+ накануне), несмотря на то, что у католиков и протестантов была Страстная пятница.
Тем не менее, политики довольны.
Д. Песков сообщил об оптимизме В. Путина по результатам телеконференции 9 апреля.
Ныне тоже подписали коммюнике, создали основу для дальнейшего сотрудничества.
10 млн барр./сутки, которое уберет с рынка соглашение ОПЕК+, и естественного падения добычи, к которому апеллируют США, - будет явно недостаточно для стабилизации нефтяного рынка на фоне прогнозов падения спроса на 20-30 барр/сутки нефти.
Есть и более лояльные для рынка прогнозы - в среднем по 2020 г. снижение оценивается в менее катастрофичные 7 млн барр./сутки.
Обывателям сложно понять, зачем вообще было проводить G20, если не удалось заставить власти США пойти на реальное сокращение добычи нефти.
Да, власти РФ слукавили, когда за базу для снижения добычи взяли пиковый по объемам добычи октябрь 2018 г, но Россия испила до дна чашу последствий этой небольшой хитрости, и еще долго будет пить.
А вот почему власти США, которые нарастили добычу нефти на 3-4 млн барр/сутки в период разных версий Венского соглашения, продолжают свои немаленькие хитрости?
Что дозволено Юпитеру...?
Итоги.
Новая версия Венского соглашения ОПЕК+ наиболее невыгодна именно России по нескольким причинам:
- технологическая сложность процессов консервации, расконсервации, повторного освоения скважин, на фоне малого дебита нефти,
- отсутствием достаточных резервов для поддержания стабильности в стране,
- пресловутая нефтяная игла на фоне коррупции в стране не дает властям РФ пространства для маневра.
Волна падения цен на нефть, организованная аравийцами в 2014 г., не обрушила сланцевую индустрию США только из-за массированного вливания финансов.
Нынешнее падение цен - это 2я волна саудитов, нацеленная на изменение распределения рынка нефти.
Сланцевая индустрия США с 2019 г пребывает в стагнации, возврат финансовых вливаний 2014 г. затормозился. Время для атаки выбрано удачно.
Удержать на плаву сланцевую индустрию США сможет только технологический прорыв, которого пока нет.
Все лавры - у саудитов.
Пока они не победители, потому что рынок не восстановился.
Но это отложенная победа.
По мере роста цен и роста спроса на нефть саудиты будут легко приоткрывать вентиль на устье очередной скважины, укрепляя позиции на рынке.
Нефтянка России не будет поспевать из-за технологических сложностей расконсервации и освоения скважин.
Такая же проблема и у американцев, истыкавших участки недр скважинами, как массажную щетку.
Коронавирус, он и в Африке - коронавирус, и влияет на все страны одинаково.
Карантин в России пока не спасает, а оттягивает лавинообразное развитие болезни.
С понедельника, 6 апреля рост заболевших в РФ ускорился.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина