Об этом сообщила пресс-служба Правительства РФ.
Стороны обсудили:
- возможности бесперебойного снабжения Монголии нефтепродуктами до конца 2023 г. и в 1м квартале 2024 г.;
- возможность заключения межправительственного соглашения в сфере поставок и транспортировки нефтепродуктов в страну и условия поставок электроэнергии для удовлетворения потребностей монгольской стороны.
Нефтепродукты
Роснефть работает на монгольском рынке нефтепродуктов с 2005 г., поставив в страну в общей сложности 13,7 млн т нефтепродуктов.В сентябре 2022 г. компания договорилась с руководством Монголии по всем вопросам, связанным с поставками нефти и нефтепродуктов, в т.ч. с поставками авиатоплива на топливно-заправочный комплекс (ТЗК) нового аэропорта Чингис Хан в г. Улан-Батор.
Однако в июне 2023 г. случились проблемы с затовариванием железнодорожных путей на территории Монголии, что привело к недопоставке нефтепродуктов, объем которой Роснефть восполнила и договорилась о компенсационных мерах в случае форс-мажорных обстоятельств на будущее.
Транспортные проблемы в Монголии существуют не первый год.
В последние годы нагрузка на Трансмонгольскую железную дорогу значительно выросла.
Произошел отток грузов с автомобильного и воздушного транспорта в период пандемии COVID-19, а также сказался взрывной рост контейнерных перевозок по маршруту Китай - Европа.
В январе 2023 г. министр дорожно-транспортного развития Монголии С. Бямбацогта сообщил, что Монголия и Россия строят новые железнодорожные пути для увеличения пропускной способности Улан-Баторской железной дороги (УБЖД - российско-монгольское СП, являющееся оператором Трансмонгольской ж/д и ж/д Чойбалсан - Борзя, которая связывает Монголию с Россией).
В частности, планируется строительство новой ж/д Богд - Хан для уменьшения заторов в г. Улан-Батор, а также для перевозок и пропуска грузов УБЖД.
Электроэнергия
На сегодняшний день в Монголии есть такая же проблема экологическая, как у нас в сибирских регионах, - отапливается углем, соответственно, это выбросы в атмосферу.В Улан-Баторе есть район юрточный, там люди простые отапливаются углем, ТЭЦ немодернизированные отапливаются тоже углем.
В Монголии действуют 7 угольных ТЭЦ, из них 4 расположены в г. Улан-Батор.
Построены ТЭЦ были в советское время при значительной поддержке СССР, в последние годы Монголия ведет переговоры о их модернизации и расширении.
Один проект уже реализован - в 2015 г. РОТЕК начал проект по модернизации крупнейшей ТЭЦ Монголии - Улан-Баторской ТЭЦ-4.
Первые 2 энергоблока РОТЕК и входящий в него Уральский турбинный завод ввели в эксплуатацию осенью-зимой 2019 г., 3й энергоблок монтировался и запускался в период пандемии COVID-19, но все равно был завершен в срок - в октябре 2020 г.
Последний 4й энергоблок станции начал выдачу мощности в сеть в январе 2021 г., перед началом зимнего пика потребления энергии в монгольской энергосистеме.
В рамках проекта в строй было введено почти 600 МВт мощности (60% объема всей энергетики Монголии).
Модернизация Улан-Баторской ТЭЦ-3 может стать 2м электроэнергетическим проектом России в Монголии.
Проект модернизации подразумевает строительство 2 новых энергоблоков общей мощностью 250 МВт.
Участие в проекте могут принять Интер РАО и РОТЕК, финансирование планируется организовать за счет экспортного кредита РФ на общую сумму в 100 млрд руб.
Энергосистема Монголии дефицитна, мощность действующих электростанций (в основном угольных ТЭЦ) составляет порядка 1 ГВт, тогда как потребность страны выше и имеет тенденцию к росту (к 2030 г. оценивается в 4 ГВт).
Проблема частично решается за счет импорта электроэнергии из России и Китая.
Ранее представитель Интер РАО А. Панина сообщала, что касается экспорта российской электроэнергии в Монголию, что по итогам 2023 г. он будет рекордным и составит 850 млн кВт.ч.
В декабре 2019 г. было подписано российско-монгольское межправсоглашение о сотрудничестве в области электроэнергии:
- российская сторона предложила Монголии проложить линию электропередачи ВЛ-500, начинающуюся в республике Хакасия и через Тыву заходящую в Монголию, затем по территории Монголии возвращающуюся на территорию России уже через республику Бурятия;
- позволило снять вопрос со строительством Монголией 3 ГЭС на р. Селенга и ее притоках, которые питают в о. Байкал, что сильно беспокоило Россию.
Газпром в 2020 г. начал оценку возможности осуществления поставок газа в Китай через территорию Монголии в объеме до 50 млрд м3/год.
В ходе встречи с У. Энхтувшином 3 февраля 2023 г. С. Мочальников сообщил, что проделана большая работа по проекту строительства магистрального газопровода (МГП) Союз Восток, который станет продолжением МГП Сила Сибири-2 в Монголии.
Замминистра отметил, что в целом между Россией и Монголией созданы благоприятные условия для сотрудничества в проектах по строительству газовой инфраструктуры.
В числе обсуждавшиеся тем - инициатива монгольской стороны о создании межведомственной рабочей группы для обмена мнениями по экологическим вопросам и взаимодействие по вопросам поставок нефтепродуктов.
Возможности газификации
В октябре 2023 г. Газпром сообщил, что готов принять участие в газификации Монголии и в строительстве газовой генерации на территории страны.Вице-премьер РФ В. Абрамченко тогда сообщила:
- мы договорились в рамках МПК, и монгольской стороне это очень интересно, (обсудить строительство) атомных станций малой мощности;
- перспективное направление, учитывая, что минеральное сырье, в том числе урановое сырье, у Монголии есть свое.
Напомним этапы содружества Газпрома и Монголии:
- в 2019 г. Газпром и правительство Монголии подписали меморандум о взаимопонимании по реализации данного проекта;
- в январе 2022 г. Газпром и правительство Монголии подписали протокол результатов рассмотрения ТЭО проекта строительства МГП Союз Восток;
- в феврале 2022 г. подписан договор на выполнение проектно-изыскательских работ в рамках проекта, а также план деятельности совместной рабочей группы правительства Монголии и Газпрома на 2022-2024 г.
Автор: П. Паршинова