Ученые смогли вычислить точный объем техногенных выбросов CO2 благодаря радиоактивному углероду

Благодаря углероду-14 ученые смогли четко отделить выбросы СО2​​​​​, которые образовались в результате сжигания топлива, от других источников газа.

Вашингтон, 4 июн - ИА Neftegaz.RU. Климатологи из США доказали - точный объем выбросов углекислого газа (мощного парникового газа) можно вычислить по концентрации радиоактивного углерода-14 в атмосфере планеты.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Теперь появится возможность не просто рассчитать количество углекислого газа в атмосфере, а выяснить, какое количество этого газа попало в воздух в результате сжигания ископаемого топлива.

Во всех органических останках, в т.ч. археологических артефактах, есть 2 типа атомов углерода - стабильный углерод-12 и нестабильный углерод-14.

Углерод-14 со временем превращается в азот-14.

Ядерные распады: 4. Бета-распад

Эта особенность позволяет точно вычислять возраст различных окаменелостей, орудий труда и ряда других археологических артефактов.

Теперь этот метод взяли на вооружение климатологи. Они давно планировали это сделать, однако технологии не позволяли измерять концентрацию углерода-14 в атмосфере Земли с достаточной точностью. Теперь позволяют.

В нефти, угле и других видах ископаемого топлива нет углерода-14, т.к. они крайне древние - им десятки и сотни миллионов лет, весь углерод давно распался.

Получается, что в результате сжигания топлива доля тяжелого углерода в воздухе должна падать - этот нестабильный изотоп формируется в атмосфере под действием космических лучей с фиксированной скоростью.

Климатологи замерили точные доли тяжелого и легкого углерода в молекулах СО2 в десяти разных регионах США, где расположены крупнейшие промышленные и населенные центры. Также ученые вычислили объем выбросов в промежутке между январем 2010 и 2011 г., когда экономика страны начала выход из кризиса (т.е. росло производство).

Данные исследований показали - за это время автомобили, домашние хозяйства и промышленность США выработали примерно 6 млрд т углекислого газа. Подобные оценки в целом совпали с данными различных климатических моделей, хотя и несколько превысили официальные данные американского Агентства по охране окружающей среды (EPA).

Ученые надеются, что методику подсчета будут использовать климатологи по всему миру, т.к. это позволит лучше понять природу глобального потепления, а значит и эффективнее бороться с ним.