USD 91.4292

+0.29

EUR 101.5057

+0.23

Brent 73.75

+0.05

Природный газ 2.312

-0

4 мин
...

Среднесуточная добыча нефти и газового конденсата в России в феврале 2023 г. выросла до 1,508 млн т/сутки

Российские нефтяные компании наращивают суточную добычу перед запланированным на март 2023 г. сокращением.

Среднесуточная добыча нефти и газового конденсата в России в феврале 2023 г. выросла до 1,508 млн т/сутки

Москва, 28 фев - ИА Neftegaz.RU. Среднесуточная добыча нефти и газового конденсата в России в феврале 2023 г. выросла почти на 2% по сравнению с январем, до порядка 1,508 млн т/сутки.
Об этом 28 февраля 2023 г. сообщил Ъ со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

Период по которому рассчитывается этот уровень среднесуточной добычи издание не конкретизирует.
Ранее Ъ писал, что за 1ю неделю февраля 2023 г. российские нефтяные компании увеличили добычу на 0,7% по сравнению со средним уровнем января (до 1,491 т/сутки), а по итогам 1й половины февраля рост достиг уже 1% (до 1,497 млн т/сутки).
При этом говорится, что если экстраполировать данные за последние дни февраля, то добыча нефти в феврале 2023 г. превысит уровень аналогичного периода 2022 г.

В январе-феврале 2022 г. добыча нефти в России активно росла на фоне увеличения квот в рамках соглашения ОПЕК+.
Напомним, что с августа 2021 г. по апрель 2022 г. ОПЕК+ ежемесячно повышала квоты на 400 тыс. барр./сутки, в т.ч. российская квота росла на 105 тыс. барр./сутки.
В марте-апреле 2022 г. из-за эмбарго США и добровольного отказа многих крупных трейдеров от работы с российской нефтью, добыча нефти в России упала на 1,2 млн барр./сутки.
Но затем добыча начала восстанавливаться, достигнув в октябре 2022 г. 9,99 млн барр./сутки (нефть без газового конденсата) и сохранившись на этом уровне до января 2023 г. несмотря на вступившее в силу 5 декабря 2022 г. эмбарго ЕС и потолок цен на поставляемую морем российскую нефть.
По оценкам Б. Синицына из Ренессанс капитала, в феврале 2023 г. добыча нефти в России выросла на 1-2% по сравнению с уровнем предыдущих месяцев (т.е. речь может идти о диапазоне 10-10,1 млн барр./сутки).

Нефтяные компании наращивают суточную добычу перед запланированным на март 2023 г. сокращением.
Также рост добычи стимулирует снижение экспортной пошлины на нефть - с 1 февраля 2023 г. она составила 12,8 долл. США/т, что на 3,9 долл. США/т ниже, чем в январе.
В марте экспортная пошлина вырастет на 1,4 долл. США/т, до 14,2 долл. США/т, но все равно останется значительно ниже декабрьского уровня.

10 февраля вице-премьер РФ А. Новак сообщил, что в марте 2023 г. Россия добровольно сократит добычу нефти в России на 500 тыс. барр./сутки.
Позднее А. Новак уточнил, что пока решение принято только на март, а продление этой меры будет определяться исходя из ситуации на рынке.
Также вице-премьер дал ряд пояснений по механизму сокращения:
  • базовым уровнем для отсчета снижения выбрана добыча в январе (9,8-9,9 млн барр./сутки, т.е. ограничение в марте может быть установлено на уровне 9,3-9,4 млн барр./сутки),
  • объемы сокращения планируется распределить между нефтяными компаниями пропорционально в зависимости от добычи.
С учетом роста добычи в феврале, сокращение добычи в марте может составить почти 7% в месячном сравнении или около 650 тыс. барр./сутки, считает Б. Синицын.

Ожидается, что добровольное сокращение добычи нефти в России будет способствовать восстановлению рыночных отношений на фоне введения ограничений против российских энергоресурсов.
Российская нефтяная отрасль после введения санкций существенно изменила логистику поставок, перенаправив большую часть объемов из Европы в Азию.
Удлинение логистического плеча и рост расходов на фрахт привели к значительному росту дисконтов на нефть основного российского экспортного сорта Urals по отношению к Brent.
Если до санкций Urals торговалась к мировому бенчмарку Brent со скидкой в 3-5 долл. США/барр., а временами даже с премией, то после введения западных ограничений дисконт превышал 40 долл. США/барр.
Затем дисконт начал постепенно падать и уменьшился в 2 раза, но затем вновь вырос в связи с эмбарго ЕС и потолком цен.

Высокие дисконты и особенности налогового регулирования нефтяной отрасли ударили по доходам российского бюджета.
Напомним, что данные Минфина РФ по средней цене Urals по-прежнему базируются на предоставляемых Argus котировках CIF в европейских портах (CIF Rotterdam и CIF Augusta), которых сейчас физически нет из-за эмбарго ЕС.
В ноябре 2022 г. Argus изменил методику определения котировок Urals, сохранив котировку CIF, но сделав ее расчетной на основании стоимости стоимости Urals на базисах поставки FOB Приморск, Усть-Луга и Новороссийск, к которой прибавляются затраты на доставку в европейские порты (цена фрахта, портовых сборов, страховки груза).
Этот показатель сейчас сильно искажен в связи в выстраиванием новых логистических цепочек, частично находящихся в серой зоне.

В результате в январе 2023 г. дефицит российского бюджета составил около 1,8 трлн руб. при плане в 2,9 трлн руб. за весь 2023 г.
По итогам совещания с членами правительства 11 января 2023 г. президент РФ В. Путин дал поручение уточнить методику определения цен на нефть и нефтепродукты для целей налогообложения, чтобы минимизировать негативное влияние на доходы федерального бюджета.
Документ был подготовлен Минфином, одобрен Госдумой и Совфедом и 23 февраля подписан В. Путиным.
Принципиальных изменений в российской системе налогообложения нефтяной отрасли не произошло - в нем по-прежнему используются доллары США и методика Argus.
Введено лишь ограничение на разницу между ценой Urals и Brent, которое будет составлять:
  • с 1 по 30 апреля 2023 г. - 34 долл. США/барр.,
  • с 1 по 31 мая 2023 г. - 31 долл. США/барр.,
  • с 1 по 30 июня 2023 г. - 28 долл. США/барр.,
  • с 1 июля 2023 г. - 25 долл. США/барр.
Минфин РФ ранее пояснял, что для расчета налогов предлагается применять цены нефти Urals в фактическом размере, но они при этом должны быть не ниже цены Brent минус установленный размер дисконта.
Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent, по мнению министерства, позволит нефтяным компаниям адаптироваться к применению нового порядка расчета налогов на базе котировок Urals.
Также закон предполагает снижение субсидий нефтяным компаниям за поставку топлива на внутренний рынок в рамках демпферного механизма.
Предполагается, что меры должны принести бюджету 600 млрд руб.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram