Сумма и суть претензий Uniper была раскрыта в определении Арбитражного суда г. Санкт-Петербург и Ленинградской области, опубликованном 24 января 2026 г. в картотеке арбитражных дел (дело А56-124484/2025).
Еще одна антиисковая защита
Хронология разбирательства:- Газпром экспорт (дочка Газпрома) подал исковое заявление к Lubmin Brandov Gastransport GmbH (Германия, дочка Uniper) в Арбитражный суд г. Санкт-Петербург и Ленинградской области 5 декабря 2025 г.,
- суд принял иск к рассмотрению, назначив заседание на 19 января, но впоследствии исправил дату на 12 января 2026 г.,
- 12 января 2026 г. суд полностью удовлетворил иск Газпром экспорта, предоставив запрашиваемую им антиисковую защиту,
- заседание прошло без представителей ответчика – Lubmin-Brandov Gastransport GmbH было извещено надлежащим образом, но отзыв и представителя в судебное заседание не направило,
- 24 января 2026 г. был опубликован полный текст определения суда.
В своем иске Газпром экспорт просил российский суд запретить Lubmin Brandov Gastransport GmbH продолжать судебное разбирательство против него в Международном арбитражном суде при Международной торговой палате с местом рассмотрения в г. Женева. Суд удовлетворил это требование, установив для дочки Uniper ответственность за нарушение запрета в виде взыскания в пользу Газпром экспорта 45,223 млн евро в рублях по курсу ЦБ РФ на дату уплаты, а также обязав возместить истцу расходы по уплате госпошлины в размере 50 тыс. руб.
Газпром активно пользуется механизмом антиисковой защиты, добиваясь запретов для его бывших контрагентов в ЕС на продолжение разбирательств в международных судах. Арбитражный суд г. Санкт-Петербург и Ленинградской области Газпром поддерживает, подтверждая, что из‑за санкций ЕС, Швейцарии и др. стран российская компания лишена реальной возможности защищать свои интересы в иностранном арбитраже (возможность получения юридических услуг за рубежом ограничена, что ставит под сомнение доступ к правосудию и равноправие сторон).
Сумма требований Газпрома в этом случае зеркалит претензии в его адрес со стороны бывших партнеров. Сложность заключается во взыскании присужденных Газпрому сумм, поскольку сопоставимых активов в России у ряда бывших контрагентов нет, а в случаях их наличия (как, например, у Uniper), по ним уже идут другие, более масштабные разбирательства.
Спор по OPAL'у
Lubmin-Brandov Gastransport GmbH является подразделением Uniper Global Commodities SE и владеет 20% в МГП OPAL (Ostseepipeline Anbindungsleitung):- МГП OPAL проходит по территории Германии от приемного терминала МГП Северный поток-1 в г. Любмин до газоизмерительной станции (ГИС) на границе с Чехией,
- OPAL интегрирован в ГТС Германии и связан с МГП JAGAL и STEGAL, а также с чешской системой Gazela, что обеспечивает транзит газа в страны Центральной и Западной Европы,
- пропускная способность составляет 36 млрд м3/год,
- северный участок OPAL в декабре 2025 г. был переоборудован под сеть транспортировки водорода, а южный пройдет аналогичный процесс к концу 2030 г. (при том, что водородные планы Германии откровенно буксуют).
Суть нынешнего спора касается ситуации со снижением прокачки газа по МГП Северный поток-1, развивавшейся с середины июня 2022 г. в результате последовательного выбытия из строя из-за неисправности и выработки межремонтного ресурса турбин газоперекачивающих агрегатов (ГПА) на головной компрессорной станции (КС) Портовая МГП Северный поток-1. Из-за несогласованности санкционных режимов Канады, Евросоюза и Великобритании ремонт турбин Siemens с КС Портовая в Канаде оказался невозможен. В итоге 31 августа 2022 г. транспортировка газа по МГП Северный поток-1 была полностью остановлена, а 26 сентября 2022 г. в результате взрывов в Балтийском море была разрушена линейная часть газопровода.
Выпадающие объемы газа из МГП Северный поток-1 ранее стали поводом для требований компенсаций платы за прокачку газа со стороны ряда европейских операторов газотранспортных систем (ГТС), в т.ч. нидерландской Gasunie Transport Services B.V., бельгийской BBL Company (оператор МГП Balgzand Bacton Line (BBL), соединяющего Нидерланды и Великобританию) и чешской Net4Gas (всем этих случаях Газпром получил антиисковую защиту).
Lubmin-Brandov Gastransport также ощутила снижение объемов прокачки газа по МГП Северный поток-1, что привело к выпадению объемов газа, транспортируемого по МГП OPAL. Компания посчитала это нарушением контракта на транспортировку газа по МГП OPAL от 1 июня 2012 г. (вероятно, в части принципа «качай или плати», не приняв, как и головная Uniper, объявленный Газпромом форс-мажор). 21 июля 2025 г. Lubmin-Brandov Gastransport обратилась в Международный арбитражный суд при Международной торговой палате в г. Женева (дело №29674/ICA3), требуя взыскать с Газпром экспорта 45,223 млн евро с процентами. В швейцарском суде Газпром экспорт разбираться не стал (Газпром считает, что разбирательства в юрисдикциях стран, вводящих санкции против России, априори не могут быть беспристрастны), а по традиции пошел в российский суд.
Uniper и ее позиция
Uniper занимает самую жесткую позицию в отношении Газпрома в судебных спорах. Компания считает себя пострадавшей от сокращения и последующего прекращения поставок российского газа по МГП Северный поток-1. Объявленный Газпромом форс-мажор по поставкам газа Uniper сочла нарушением контракта. В результате последовавшего взлета газовых котировок почти до 4000 долл. США/1000 м3 Uniper пришлось замещать выпавшие российские объемы более дорогими поставками, в результате чего Германии пришлось спасать Uniper путем национализации.А вот с взысканиями ситуация сложная – после национализации Gazprom Germania (ныне SEFE) у Газпрома в Европе осталось не так много активов. В результате Uniper сумела получить лишь около 530 млн евро из аннулированных платежных обязательств перед Газпромом. Газпром считает, что многочисленные суды с иностранными контрагентами не оказывают серьезного негативного влияния на его деятельность. Uniper тоже спокойна – риски наложения взыскания на свои активы в России и за рубежом компания видит, но не считает их серьезными.






