Об этом 20 сентября 2024 г. сообщил РБК со ссылкой на судебные документы.
Уточнение ущерба
Согласно документам, Nord Stream уточняет имеющиеся на трубопроводе повреждения, а также сумму требований, которая выросла в 1,4 раза, до 574 млн евро.Nord Stream в своем иске:
- указывает, что на газопроводе имеются дополнительные повреждения:
- помимо ущерба от взрывов, которые произошли 26 сентября 2022 г. и вывели из строя обе нитки газопровода, отдельно зафиксировано наличие вмятины на 2й нитке МГП Северный поток-1,
- это повреждение уходит вглубь внутреннего диаметра трубы на 17%, его размер составляет 80 см в длину, 50 см в ширину и 15 см в глубину,
- вмятина появилась в период не ранее 9 марта 2021 г. и не позднее 30 октября 2022 г. по внешней причине или в результате происшествия, природу которого компания установить не смогла;
- уточняет предварительную оценку стоимости восстановления газопровода:
- на восстановление МГП Северный поток-1, включая работу по удалению воды из труб, их стабилизацию, ремонт и восполнение утраченных запасов газа, потребуется минимум 1,2 млрд евро (ранее оценка была заявлена на уровне 1,2-1,35 млрд евро), из них:
- 510 млн евро приходятся на ущерб от взрывов,
- 240 млн евро - от обнаруженной вмятины,
- 400-450 млн евро - от потерянного газа;
- требует от страховщиков Lloyd's и Arch:
- компенсировать 380 млн евро за ущерб от взрывов на обеих нитках вне зависимости от того, считать ли каждый взрыв отдельным происшествием или единым событием (такая компенсация положена компании по т.н. первичным (несут первые убытки) и избыточным полисам (покрывают убытки после исчерпания основного лимита)),
- выплатить 190 млн евро компенсации по вмятине, возникновение которой оператор считает отдельным страховым случаем,
- возместить 3,76 млн евро стоимости первичного освидетельствования ущерба, проведенного Svarog LLP.
Странное повреждение
Наиболее любопытным в новом иске Nord Stream является упоминание о вмятине на 2й нитке МГП Северный поток-1, появившейся в период с 9 марта 2021 г. до 30 октября 2022 г.Конец этого периода приходится на время после взрывов 26 сентября 2022 г., но, исходя из приводимых заявлений, повреждение с ними все-таки не связано.
Участок, на котором зафиксировано повреждение, не называется.
В Балтийском море активно строится морская инфраструктура, в т.ч. ветропарки, прокладываются энергетические кабели и трубопроводы, в т.ч. в местах прохождения трассы МГП Северный поток-1.
Так, 28 июля 2021 г. трубоукладчик Castorone компании Allseas выполнил строительство перехода МГП Baltic Pipe через МГП Северный поток в территориальных водах Дании.
Кроме того, рядом с МГП Северный поток-1 и МГП Северный поток-2 уже находили разные опасные объекты:
- в октябре 2022 г. Газпром напомнил об истории 2015 г., когда на точке 651й км (воды Швеции в районе о. Готланд) был обнаружен натовский подводный уничтожитель мин Морская лиса (SeaFox) - взрывное устройство извлекли и обезвредили шведские вооруженные силы, а в НАТО позже заявили, что подводный взрыватель потерялся на учениях,
- в марте 2023 г. президент РФ В. Путин сообщил о том, что вблизи трассы МГП Северный поток-2 в водах Дании в 30 км от места взрыва был обнаружен «столбик», который стоял вблизи стыков труб (уязвимой точки газопровода), допустив, что это может быть антенна для приема сигнала для приведения в действие взрывного устройства - объект был поднят со дна, по заявлениям Датского энергетического агентства (ДЭА), им оказался пустой морской дымовой буй.
28 марта 2021 г. в охранной зоне трубоукладочной баржи (ТУБ) Фортуна появилась неопознанная подводная лодка, всплывшая на поверхность на расстоянии менее 1 мили от точки строительства, что могло вывести из строя систему якорного позиционирования баржи и привести к аварийному повреждению трубопровода.
Спор о страховке
Nord Stream AG в феврале 2024 г. обратилась в Высокий суд Лондона с иском к Lloyd’s of London и Arch Insurance из-за их отказа возмещать ущерб от взрывов на МГП Северный поток-1.В иске содержалось требование возместить убытки, покрываемые страховыми полисами (первичными и избыточными).
Financial Times тогда писала, что иск к Lloyd’s of London касается предоставления первичных страховых полисов, страховщики по которым берут на себя первые убытки от любого события.
Arch Insurance должна была обеспечить т.н. избыточное покрытие, эти полисы вступают в силу после того, как основные полисы были оплачены.
Сумма положенной компенсации оценивалась в 404 млн евро.
Свой отказ от выплат, по данным Ъ, страховщики объяснили тем, что МГП Северный поток-1 пострадал в результате военных действий, а такие такие риски не были включены в контракт.
В частности, страховщики указывали на конфликт между Россией и Украиной и что ущерб от взрыва мог быть причинен каким-либо правительством или по его приказу.
В ответ Nord Stream настаивала, что страховые полисы предусматривали риски повреждения газопровода даже в случае военных действий.
Кроме того, Lloyd's и Arch не согласились с объемом страхового лимита в 400 млн евро, настаивая, что максимальный размер должен быть не более 200 млн евро.
Страховщики объясняли, что в июле 2020 г. стороны установили лимит в размере 100 млн евро за каждый страховой случай, но до 200 млн евро/год совокупно на каждую нитку.
По мнению Lloyd's и Arch, взрывы представляют собой один случай.
Nord Stream считает, что даже если 2 взрыва считать 1 происшествием, то компания в любом случае имеет право на возмещение 100 млн евро как по первичным (за вычетом франшизы в размере 10 млн евро), так и по избыточным полисам, причем в отношении каждой нитки в части ущерба от взрывов.
Взрывы на Северных потоках и их расследование
Взрывы на МГП Северный поток-1 и Северный поток-2 произошли 26 сентября 2022 г. в районе датского о. Борнхольм.В исключительных экономических зонах (ИЭЗ) Швеции и Дании в районе о. Борнхольм были обнаружены 4 утечки газа:
- 3 точки утечки были зафиксированы к северо-востоку от о. Борнхольм, в районе, где 4 нитки МГП Северный поток-1 и Северный поток-2 проходят близко друг к другу,
- 4я точка утечки расположена в 80 км к юго-западу от других 3 утечек в ИЭЗ Дании, практически на границе с территориальными водами, в этом районе проходит только МГП Северный поток-2.
По результатам осмотра места аварии в ИЭЗ Швеции Nord Stream сообщила что на морском дне имеются кратеры техногенного характера глубиной от 3 до 5 м на расстоянии около 248 м друг от друга.
Участок трубы между кратерами полностью разрушен, радиус разброса фрагментов трубы составляет не менее 250 м.
Позднее, ссылаясь на доклад главы Газпрома, В. Путин озвучил несколько дополнительных подробностей, в частности, что воронок было 2, а вырванный кусок трубы длиной 40 м отбросило на 40 м в сторону МГП Северный поток-2, который тоже был поврежден взрывом и осколками трубы.
Расследование взрывов вели Швеция, Дания и Германия, но первые две страны не определили виновников и свернули расследование.
В августе 2024 г. стало известно, что Германия выдала ордер на арест по делу о подрывах Северных потоков.
В причастности подозреваются 3 украинских дайвера, которые используя не очень подходящую яхту Андромеда могли установить взрывные устройства на газопроводах.
Российская сторона, не допущенная к расследованию, считает версию об украинском следе в подрыве Северных потоков несостоятельной.
В. Путин говорил, что этот вариант является чушью, т.к. взрыв такой мощности и на такой глубине могут осуществить только специалисты, поддержанные государством, располагающим «определенными технологиями».
Ответственность за взрывы В. Путин прямо возлагал на США, в частности, в интервью журналисту Т. Карлсону.
Германии Россия предъявила претензии по расследованию взрывов на Северных потоках, поставив вопрос о выполнении ею и другими затронутыми странами своих обязательств, вытекающих из антитеррористических конвенций ООН.