Об этом свидетельствую данные сервисов отслеживания судов.
Тестирование арктического маршрута
Эти 2 танкера типоразмера Aframax впервые тестировали маршрут транспортировки нефти из российских портов Балтийского моря по СМП в Китай:- Приморский проспект - вышел 12 июля 2023 г. из порта Приморск;
- NS Arctic - 14 июля 2023 г. - из порта Усть-Луга.
Маршрут через Суэцкий канал составляет 45 суток, вокруг Африки - еще дольше.
Экономия времени по СМП могла составить 45-38= 7 суток.
НОВАТЭК активно использует СМП:
- танкеры-газовозы типоразмера Yamalmax ледового класса Arc7 в западной части СМП могут работать без сопровождения ледокола;
- Росатом и НОВАТЭК планируют запустить круглогодичную навигацию на восточном направлении СМП в начале 2024 г.
- восточный участок СМП является самым сложным с точки зрения ледовой обстановки;
- но в сравнении с поставками в Азию через Суэцкий канал, он сокращает время доставки в страны АТР: в 2 раза - летом, на 30% - зимой;
- сокращение выбросов парниковых газов - около 7000 т/рейс туда и обратно.
Где-то 5 августа 2023 г. танкеры встали в Восточно - Сибирском море, даже не доходя до Айонского ледового массива, который нередко преподносит сюрпризы капитанам даже судов ледового класса.
Ледовая обстановка не позволила танкерам двигаться дальше.
Около 6 дней 2 танкера дрейфовали в ожидании ледоколов, пока 11 августа караван не возглавил ледокол-старичок Таймыр KM.
Танкеры выключили транспондеры заблаговременно, и об их прибытии в порт Жичжао можно было только гадать:
- теоретически, это могло быть 18+6 = 24 августа 2023 г.;
- позже появился прогноз прибытия - около 26 августа 2023 г.
- NS Arctic: вышел из порта Жичжао 31 августа в порт Приморск с датой прибытия 3 октября 2023 г.;
- Приморский проспект: вышел из порта Жичжао 1 сентября в порт Находка с датой прибытия 6 сентября 2023 г.
Теперь в это верится с трудом.
1-2 дня танкеры стояли под разгрузкой или ждали очереди, то есть время от выхода из российского порта до прихода в китайский порт составило:
- NS Arctic: 50-2 = 46 суток;
- Приморский проспект: 51 - 2= 49 суток.
Таким образом, тестовый маршрут пока не выявил превосходства во времени Севморпути в сравнении с Суэцким каналом.
Однако развитие СМП имеет стратегическое значение для экономики государства, поскольку:
- развивается территория Арктической зоны РФ по трассе СМП, требуется инфраструктура;
- требуются ледоколы, развивается судостроение, в тч атомное;
- требуется обеспечение безопасности, промышленной и военной;
- СМП полностью контролируется Россией, нет транзитных рисков.
Своевременное обеспечение ледоколами у Восточно - Сибирского моря может сократить время в пути на 6 дней - это немало, и сразу делает маршрут выгоднее в сравнении с Суэцким каналом.