Вокруг другого потенциального трубоукладчика проекта Северный поток-2 - краново-монтажного трубоукладочного судна (КМТУС) Академик Черский - постепенно нарастает активность, но перспективы его участия в строительстве остаются неоднозначными.
На данный момент суда флота МГП Северный поток-2 сосредоточены в 4 ключевых районах Балтийского моря:
- ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм,
- район порта Мукран в Германии, где располагается логистический терминал МГП Северный поток-2,
- порт Калининград,
- порт Висмар на севере Германии.
Об этом свидетельствуют данные сервиса отслеживания судов MarineTraffic, VesselFinder и MyShipTracking.
ИЭЗ Дании, к югу от о. Борнхольм
ТУБ Фортуна 14 февраля 2021 г. дождалась благоприятной погоды и возобновила строительство МГП Северный поток-3 в ИЭЗ Дании.Ветер в районе к югу от о. Борнхольм ослаб до 18 узлов, что позволило барже возобновить работу после 5 дней простоя.
К моменту приостановки работ 9 февраля ТУБ Фортуна прошла вдоль трассы МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании 868 м.
C 14 февраля баржа сместилась еще на 707 м, но определить какая часть пройденного участка приходится на трубоукладку, а какая - на маневрирование и позиционирование сложно.
Вице-премьер РФ А. Новак 14 февраля 2021 г. сообщил, что проект Северный поток-2 реализован более чем на 95%.
Вместе с Фортуной в районе строительства на данный момент находятся сразу 5 судов - 3 судна обеспечения, выполняющие функции якорезаводчиков, а также 2 судна-наблюдателя.
Якорезаводчиками для ТУБ Фортуна выступают многофункциональные буксиры Катунь, Вени и Умка.
Вени и Умка с 12 февраля находились рядом с Фортуной неотлучно, а Катунь сходила в Мукран и вернулась к Фортуне 13 февраля.
В качестве судна-наблюдателя к уже работающему с Фортуной (СОМП) Балтийский исследователь 15 февраля 2021 г. присоединилось универсальное многофункциональное спасательное судно Мурман.
12 февраля Мурман пришел из Лесной гавани Калининграда на якорную стоянку порта Засниц к юго-востоку от Мукрана, затем зашел в сам порт Мукран, а затем двинулся к Фортуне.
Расширение группы поддержки ТУБ Фортуна может помочь увеличить скорость трубоукладки.
Возможности баржи позволяют строить трубопроводы со скоростью 1 км/сутки, но за время работы на строительстве МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Германии и Дании выше 300 м/сутки скорость трубоукладки у Фортуны не поднималась.
Но даже при скорости в 1 км/сутки, ТУБ Фортуна вряд ли успеет завершить строительство МГП Северный поток-2 в ИЭЗ Дании по 2 ниткам, о чем ранее говорил начальник отдела Газпрома по работе с инвесторами А. Демченко.
Ранее Bloomberg, ссылаясь на график работ сообщал, что Фортуна может завершить строительство участка МГП Северный поток-2 по 1 нитке в ИЭЗ Дании в последнюю неделю мая 2021 г., что выглядит более вероятным с учетом нынешней задержки.
Мукран
В районе Мукрана на данный момент находятся 4 судна, связанных с проектом МГП Северный поток-2:- на якорной стоянке порта Засниц к юго-востоку от Мукрана находятся:
- буксир-якорезаводчик Финвал,
- многофункциональное ледокольное судно (МФЛС) Юрий Топчев,
- у причала №3 терминала Юг порта Мукран:
- судно обеспечения DP Gezina, 13 февраля сходившая к Фортуне, потом вернувшаяся на якорную стоянку порта Засниц к востоку от Мукрана, а затем вошедшая в порт,
- якорезаводчик Artemis Offshore, вернувшийся из Висмара 15 февраля 2021 г.
МФЛС Владислав Стрижов, сестринское судно Юрия Топчева, утром 15 февраля 2021 г. ушло с якорной стоянки порта Засниц к юго-востоку от Мукрана в сторону Фортуны.
Скорее всего, судно осуществляет доставку труб для ТУБ Фортуна в связи с возобновлением строительства МГП Северный поток-2 после непогоды.
Драги HH204, HH205, Wadden 2, Wadden 3 и Odin, прибывшие 10-11 февраля 2021 г. в Мукран, в последние дни находились у входа в Грайфсвальдский залив и вели, скорее всего, дноуглубительные работы.
15 февраля 2021 г. в Мукран пришло судно обеспечения Glomar Wave, работавшее с Фортуной в ИЭЗ Германии.
Судно пришло из Любмина 10 февраля, а затем вместе с драгами находилось в районе входа в Грайфсвальдский залив.
Скорее всего, на проекте Северный поток-2 на этот раз Glomar Wave работать не будет.
Калининград
В Калининграде на данный момент находятся 4 судна флота достройки МГП Северный поток-2:- якорезаводчики Венгери и Ясный - в Лесной гавани,
- судно обеспечения Остап Шеремета - в Вольной гавани,
- якорезаводчик Errie - на якорной стоянке порта Калининград.
Венгери прибыл в Лесную гавань Калининграда 14 февраля 2021 г. из порта Росток на севере Германии.
Судно находилось на якорной стоянке порта Росток с 1 января 2021 г., 8 февраля вошло в порт, а 12 января покинуло Росток, взяв курс на Калининград.
Errie 13 февраля 2021 г. вышел из Лесной гавани Калининграда и взял курс на запад.
Добравшись до Фортуны, пробыл в районе южнее о. Борнхольм несколько часов и взял курс обратно.
На якорную стоянку порта Калининград прибыл в ночь на 15 февраля и выключил транспондеры.
Висмар
КМТУС Академик Черский с 24 января 2021 г. находится в порту Висмар на севере Германии.Сам трубоукладчик не перемещался, но активность вокруг него нарастает.
Судно обеспечения Иван Сидоренко, сестринское судно Остапа Шереметы, с начала февраля 2021 г. совершило уже 2 рейса в Висмар - 1 и 10 февраля 2021 г.
После 2го визита Иван Сидоренко зашел к Фортуне, вернулся на якорную стоянку порта Засниц к юго-востоку от Мукрана и отключил транспондеры.
Вне зоны покрытия сервисов отслеживания судов Иван Сидоренко находится уже 3 дня.
Еще одним визитером в Висмаре стал Artemis Offshore, заходивший в порт 1 и 14 февраля 2021 г.
Конкретная цель неоднократных рейсов Ивана Сидоренко, Artemis Offshore и других вспомогательных судов флота Северного потока-2 в Висмар непонятна.
Максимум можно сказать, что на Черском продолжаются какие-то технические работы, но судно по-прежнему не вступало в проект Северный поток-2.
Между тем, большинство читателей Neftegaz.RU (29%) считают, что завершение строительства датского участка МГП Северный поток-2 по 2 ниткам в апреле 2021 г. возможно лишь с привлечением Академика Черского.
Автор: А. Чижевский