Заявление случилось 6 декабря в г. Риме на 18м заседании Российско-итальянского совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству (CIRCEIF).
Министр иностранных дел и международного сотрудничества Л. Ди Майо и Д. Мантуров - сопредседатели CIRCEIF.
Заседание прошло буднично.
После пленарного заседания разошлись по группам: культуре, образованию, туризму, энергетике и зеленой экономике, транспорту, промышленности и высоким технологиям, агропродовольственной сфере, малому и среднему бизнесу.
Были представлены крупные предприятия авиакосмической отрасли промышленности.
Работа Совета завершилась подписанием министрами Л. Ди Майо и Д. Мантуровым заключительного протокола о деятельности отраслевых рабочих групп CIRCEIF.
Перед пленарным заседанием CIRCEIF состоялось заседание итальянско-российского комитета по предпринимательству (CIIR) под сопредседательством гендиректора Pirelli М. Тронкетти Провера и главы СИБУРа Д. Конов.
Ранее В. Путин хотел виртуально пообщаться с присутствующими на заседании итальянскими компаниями, но что-то пошло не так.
Виртуальное общение отменили.
В. Путин - в Индии, вероятно, не до Италии.
Впрочем, по словам Д. Мантурова, В. Путин помнит об Италии:
- предстоящее в 2022 г. событие, которое должны сделать нас еще ближе - это очередная встреча президента России с итальянским бизнесом, которая запланирована на начало 2022 г;
- убежден, что после нее мы получим дополнительный импульс к развитию кооперации.
Глава Минпромторга Д. Мантуров:
- пригласил итальянские компании принять участие в реализации российских эко-проектов, тк у Италии есть амбициозные планы по развитию и практическому применению водородных технологий;
- назвал срок завершения работ по созданию водородных турбин для энергогенерации - 5-6 лет;
- напомнил, что в России созданы прототипы водородных автобусов и планируется приступить к серийному производству коммерческого транспорта на этом энергоносителе уже в 2023 г.
- Минэнерго РФ оценило потенциал объемов поставок водорода на экспорт в десятки млн т при условии преодоления существующих барьеров, в т.ч. технологических;
- в ноябре 2020 г. начал свою работу консорциум Технологическая водородная долина:
- научные учреждения, вошедшие в консорциум, работают над водородными технологиями;
- в июле 2021 г. премьер-министр РФ М. Мишустин подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по развитию водородной энергетики.
По оценке Bloomberg NEF (New Energy Finance):
- в настоящее время:
- серый водород стоит 1,5 долл США/кг,
- синий - 2 - 2,5 долл США/кг,
- зеленый водород - 3,5 - 5 долл США/кг;
- к 2030 г. серый водород может стать менее конкурентоспособным, чем «зеленый»:
- особенно в странах, где были сделаны инвестиции в новые технологии,
- и потому, что стоимость углеводородов, начиная с газа, будет становиться все более неустойчивой,
- стоимость производства зеленого водорода упадет ниже 2 долл США/кг к 2030 г. и ниже 1 долл США/кг к 2050 году.
Россия планирует интенсивно наращивать его экспорт и к 2030 г. занять 20-25% мирового рынка.
В 2024 г. Россия рассчитывает экспортировать 0,2-1 млн т/год водорода, к 2035 г. - 2-7 млн т/год, а к 2050 г. - 7,9-33,4 млн т/год.
Италия и водородные технологии
Enel в 2010 г. ввела в эксплуатацию неподалеку от г. Венеция водородную электростанцию мощностью 16 МВт.В настоящее время в Италии существует 7 «Водородных долин», созданных или находящихся в процессе формирования, и они расположены по всему полуострову.
В Национальной водородной стратегии, представленной Министерством устойчивого развития Италии показано видение итальянского правительства в высокой роли, которую водород может сыграть в национальном процессе декарбонизации.
Италия хочет внести свой вклад в европейский план, который предусматривает первостепенную роль водорода, оценивая его рост в структуре энергопотребления с нынешних 2% до 13-14% к 2050 г. с базовой мощностью электролиза в 500 ГВт.
Один из уже действующих проектов находится в Ломбардии и касается железнодорожного транспорта - план H2iseO, запущенный FerrovieNordMilano и Trenord:
- предполагает сотрудничество Enel Green Power, Snam и A2a,
- направлен на реконструкцию железной дороги Valcamonica, которая все еще работает на дизельном топливе,
- после получения средств в рамках Плана восстановления регион, Пьемонт подал заявку на размещение Национального центра высоких технологий по водороду,
- Snam и Университет Модены и Реджо-Эмилия создадут Центр инноваций в области водорода, который хочет объединить других промышленных партнеров и исследовательские центры, в 3 направлениях:
- автоматизация производственных цепочек электролизеров и топливных элементов,
- водородных заправочных станций,
- новые приложения для поддержки беспилотных автомобилей.
- будет иметь дело с экспериментами по всей цепочке поставок, от производства до распределения, от накопления до использования в качестве сырья для производства чистого топлива,
- проект реализуется на сталелитейном заводе Ast в г. Терни (недавно поглощенный итальянской группой Arvedi),
- нацелен поставки заводом части водорода, который будет производиться в промышленной зоне.
- в Апулии Edison и Snam вместе с Saipem и Alboran построят 3 завода по производству зеленого водорода в районах Бриндизи, Таранто и Чериньола (недалеко от Фоджи) для производства до 300 млн м3/ год$
- на Сицилии будет создан национального высокотехнологичного центра водорода с целью стать водородным хабом для всего Средиземноморского региона.
Водородотурбинная установка от Siemens и НОВАТЭК
Mitsubishi Hitachi Power Systems ранее сообщала:- на существующих газотурбинных установках (ГТУ) можно увеличить долю водорода до 20% в смеси его с природным газом без существенных изменений в конструкции;
- в Японии проведено испытание газовой турбины серии J в работе на топливной смеси из природного газа - 70% и водорода - 30%:
- на заводе в г. Такасаго на парогазовой установке (ПГУ) мощностью 700 МВт, КПД - 63% с температурой газов после камеры сгорания ГТУ – 1600°C),
- для сжигания топлива использовались горелки с вихревым перемешиванием,
- выбросы CO2 сократились на 10%.
Эти ГТУ работают на тепловой электростанции (ТЭС) в арктическом проекте ЯМАЛ СПГ компании НОВАТЭК.
Цель - повысить долю использования водорода в топливе до 60%.
НОВАТЭК и Siemens Energy 10 декабря 2020 г. заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве, в тч о совместном проекте по замещению водородом природного газа, используемого при генерации электроэнергии и производстве СПГ.