Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово).
Северный морской путь в соответствии с Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (1998 г.) определяется как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике.
Плавание по трассам СМП, в тч в проливах Вилькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева, Санникова, осуществляется в соответствии с настоящим ФЗ, другими ФЗ, международными договорами РФ и правилами плавания по трассам СМП, утвержденными Правительством РФ и опубликованными в «Извещениях мореплавателям».
Размеры Северного морского пути
Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66° с. ш. и меридианом 168°58′37″ з. д.Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.
Расстояние от г. Санкт-Петербурга до г. Владивостока по СМП составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал - свыше 23 тыс. км).
Время прохождения по СМП - до 14 суток.
Период навигации по СМП: июль - октябрь.
В остальное время года суда ходят по СМП только в сопровождении атомных ледоколов.
Уже поставлена задача сделать навигацию по СМП круглогодичной.
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (Северный завоз, ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).
Проблема льда
Главное препятствие для прохода судов - лед.
Восточно-Сибирское море, на востоке которого находится Айонский ледяной массив (по названию острова Айон, неподалеку от Певека) - самое ледовитое море.
Зимой южные ветры относят льды от северной кромки припая, из-за чего с июня-июля до октября-ноября появляется стационарная полынья, но от полосы Новосибирских островов, севернее всегда присутствует лед.
Айонский ледовый массив - это наиболее труднопроходимый участок Севморпути.
Здесь в период летней навигации со стороны Северного Ледовитого океана устойчиво дуют ветры, которые пригоняют к берегу многолетние льды из океана.
На карте видно (см. ниже), что полынья от Певека до Новосибирских островов сначала относительно узка и постепенно расширяется.
Поэтому даже в летнюю навигацию довольно сложно говорить о большой воде на всех участках СМП.
Современное ледокольное обеспечение позволяет организовать круглогодичную навигацию.
Организационно Северный морской путь делится на:
- Западный сектор Арктики - от г. Мурманска до г. Дудинки, обслуживается ледоколами Росатомфлота;
- Восточный сектор Арктики - от г. Дудинки до Чукотки, обслуживается ледоколами Дальневосточного морского пароходства.
В 2012 г. В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».
Если расстояние, проходимое судами из порта Мурманска в порт Иокогамы (Япония) через Суэцкий канал составляет 12 840 морских миль, то СМП - только 5770 морских миль (порядка 40%).
На глобусе видно, что СМП короче пути через Суэцкий канал, но плоская карта существенно искажает пропорции.
Для любознательных напомним, что есть Северо-Западный путь (СЗП) через Канадскую Арктику ( той же протяженности, что и СМП), по которому можно обеспечить грузопоток с западного на восточное побережье Америки (вместо обходного пути через Панамский канал), но в его западной части (море Бофорта) многолетние паковые льды нередко полностью его блокируют , что делает невозможным транзитный проход в 1 навигацию.
К моменту развала СССР, к началу 1990х гг. на трассе СМП в Арктике:
- была создана развитая система навигационного, гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, что обеспечивало на высоком уровне безопасность и провозную способность судов в ледовых условиях;
- работали 7 атомных и 8 дизельных линейных ледоколов, атомный лихтеровоз Севморпуть, порядка 130 судов ледового класса.
- грузопоток составлял более 6 млн т/год, что в 5 раз превышало общий объем грузоперевозок в зарубежной Арктике.
Факторы, снижающие эффективность использования более короткого пути от СМП:
- снижение цен на нефть и цен на газ;
- резкое снижение стоимости судового топлива;
- движение судов среди льдов Арктики требует повышенного удельного расхода топлива;
- уменьшение разрыва цен на углеводороды между рынками Европы и Юго-Восточной Азии;
- высокая стоимость тарифа СМП - до 30 долл США/т (тариф Суэцкого канала - 5 долл США/т);
- НОВАТЭК ушел из п. Витино в п. Усть-Луга с газовым конденсатом, хотя и увеличивает объемы транспортировки танкерами-газовозами по СМП сжиженного природного газа (СПГ);
- недостаточное количество танкеров-газовозов ледового класса;
- отсутствие перегрузочных СПГ - терминалов на границах СМП, которые позколяли бы перегружать газ с ледовых танкеров на конвенциальные (не ледового класса, значит с более экономичными тарифами).
Планы В. Путина
Объем грузопотока в 80 млн т/год по СМП к 2024 г. - это указание В. Путина.Объем будет формироваться за счет перевозки полезных ископаемых и транзита:
- СПГ на проектах «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» - до 40 млн т/год;
- нефти и газового конденсата – 9,2 млн т/год;
- твердых полезных ископаемых из Норильского региона - 3,2 млн т/год;
- угля Востокугля - 30 млн. т/ год на месторождениях Таймыра;
- нефти Нефтегазхолдинга (бенефициар Э. Худайнатов) с Пайяхского месторождения - 7 млн. т/год - ныне проекта Восток ойл Роснефти.
В 2022 г. Росатом учредил ФГБУ ГУ СМП (Главсевморпуть), в чьи задачи вошло управление судоходством на СМП.
В 2023 г. Росатом зарегистрировал компанию Русатом Арктик для развития грузовых проектов на СМП.
Транзит
Основной объем грузопотока по СМП сформирован не за счет транзита.Объем транзитных перевозок:
- в 2014 г. составил 274,3 тыс т/год,
- в 2015 г. - 39,6 тыс т/год,
- в 2016 г. - 214,5 тыс т/год,
- в 2017 г. - 194,4 тыс т/год,
- в 2018 г. утверждается, что транзит составил 5% от 19,7 млн т/год общего объема перевозок.
- в октябре 2019 г. Nike, Asos, Bestseller, Columbia, Gap, H&M, Kering, Li & Fung, PVH Corp., океанские судоходные компании CMA CGM, Evergreen, Hapag-Lloyd и Mediterranean Shipping Company отказались от использования арктических водных маршрутов;
- в январе 2020 г. Ralph Lauren Corporation, Kuehne + Nagel, PUMA, International Direct Packaging, Allbirds, Aritzia, Hudson Shipping Lines, Bureo присоединились к бойкоту арктической доставки.
Для перехода из Европы в Китай по СМП нужно 25 дней и около 600 т судового топлива, а при использовании Суэцкого канала - 35 дней и около 900 т топлива.
Экономия - около 1 млн долл США/рейс.
Китай уже, фактически, принял решение об использовании СМП, и планирует к 2025 г. перевозить там около 20 % внешнеторговых грузов.
Но с оговорочками:
- у России нет и не может быть монопольного права на этот маршрут, поскольку согласно нормам международного права РФ не может воспрепятствовать проходу коммерческих судов даже через свои территориальные воды;
- Россия может лишь устанавливать режим страхования судов и предлагать платные услуги по обеспечению метеорологической и иной информацией, проведению спасательных операций и ледокольному сопровождению;
- Китай оставляет за собой право обеспечить проводку своих и иностранных судов при помощи собственных ледоколов по СМП.
- атомные ледоколы, без которых круглогодичная навигация невозможна;
- необходимость использования портовой инфраструктуры вдоль арктического побережья РФ при регулярном коммерческом использовании всего маршрута СМП;
- необходимость пользоваться гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением РФ.
Европа хочет создать Международную компанию по СМП.
Для властей РФ это невыгодно, потому что будут включены и внутренние перевозки (северный завоз и тд).
Существует идея Polar Sea Line, предполагающая создание морской агентирующей компании, которая создаст и будет эксплуатировать линию, использующую Северный морской путь, но ее реализации мешают откровенно неважные отношения властей Запада и РФ.