Брюссель, 6 июл - ИА Neftegaz.RU. 3-сторонние переговоры по газу между Россией, Украиной и ЕС назначены на 17 июля 2018 г.
Об этом 5 июля 2018 г сообщил зампредседателя Еврокомиссии (ЕК) по энергосоюзу М. Шефчович.
Глава Минэнерго РФ А. Новак уточнил, что 3-сторонняя встреча по газу пройдет 17 июля 2018 г в г Берлин.
Это будет 1й раунд переговоров, в них примут участие представители ЕК, властей и коммерческих структур России и Украины.
Предстоящие переговоры будут сложными, они требуют полного внимания и конструктивного участия, признает М. Шефчович.
Целью ЕК в этих переговорах является достижение договоренностей о долгосрочной повестке и относительно метода работы.
Надежда на положительное развитие событий имеется.
Конструктивное и стабильное сотрудничество между Россией и Украиной в области энергетики имеет первостепенное значение как для обеих стран, так и для Евросоюза, считает М. Шефчович.
Неотъемлемой частью этого сотрудничества является продолжение долгосрочного транзита российского газа через Украину в ЕС надежным и коммерчески жизнеспособным способом.
ЕК выступает за сохранение транзита российского газа через территорию Украины в страны ЕС в долгосрочной перспективе.
Еврокомиссия очень хотела бы добиться заключения соглашения между Россией и Украиной, которое включало бы в себя, в частности, долгосрочность транзита газа, обязательные годовые минимальные объемы транзита, уровни тарифов.
Тема эта сложная и болезненная, учитывая насколько сейчас напряжены отношения между Газпромом и Нафтогазом.
Нынешний виток конфликта, заставивший ЕК начать предпринимать активные действия по организации 3-сторонних переговоров, стал результатом решения Стокгольмского арбитража по спору Газпрома и Нафтогаза по транзитному контракту.
С учетом предыдущего решения по контракту на поставки газа на Украину, Газпром остался должен Нафтогазу 2,56 млрд долл США.
Рассматривая дело, суд учел тяжелое состояние экономики Украины, что вызвало падение потребления газа в стране и, как следствие, невыполнение условия «бери или плати».
Аналогичный аргумент Газпрома в разбирательстве по транзитному контракту о том, что из-за сокращения потребления газа в Европе снизились объемы транзита газа через Украину, суд не услышал.
Газпром посчитал решение Стокгольмского арбитража как проявление политики двойных стандартов и начал процедуру обжалования решения, а также расторжения контрактов.
Нафтогаз же в ответ начал предпринимать лихорадочные действия по принудительному исполнению решения Стокгольмского арбитража.
Этот конфликт сильно обеспокоил Европу, тем более, что Газпром прямо заявил, что нового контракта на транзит газа через Украину заключать не намерен.
Важное уточнение о том, что отсутствие контракта - не означает отсутствие транзита, ЕК успокаивает мало, поскольку важен именно долгосрочный транзит.
Россия, действительно, намерена сохранить транзит газа через Украину после 2019 г, но только если Украина сумеет доказать экономическую целесообразность.
Еще 1 вопрос с объемами транзита.
Газпром после 2019 г намерен снизить транзит до 10-15 млрд м3/год, украинская сторона начала торг, настаивая на 40 млрд м3/год.
Была надежда, что удастся сторговаться где-то на уровне 27,5 млрд м3/год, но затем Нафтогаз выдвинул Газпрому совершенно неадекватные условия по транзиту.
Для ЕК предстоящие 3-сторонние переговоры очень важны.
С этой инициативой ЕК выступила в мае 2018 г, затем начались согласования даты встречи и организационных моментов.
М. Шефчович подчеркнул, что формат ЕС - Россия - Украина является самым успешным для решения всех вопросов по газу.
Хотя, откровенно говоря, значимость ЕК как переговорщика уже не та.
3-сторонний формат сыграл важную роль в кризисе 2014 г, когда Россия отменила скидку на газ для Украины, а Украина продолжала платить по 216 долл США/1000 м3 вместо контрактной цены 470 долл США/1000 м3.
Однако затем важность переговоров с участием ЕК начала снижаться.
В 2016 г были просто подтверждены договоренности ЕС, РФ и Украины по обеспечению бесперебойного транзита газа в зимний период.
А в 2017 г ни Украина ни Россия за посредничеством ЕС не обращались.
В новых условиях Россия готова пойти на такие переговоры, хотя оснований для них не видит, поскольку спор Газпрома и Нафтогаза является спором хозяйствующих субъектов и все вопросы должны решаться между самими компаниями.