Анкара, 4 апр - Neftegaz.RU. Мы не говорим о том, что полностью перекроем транзит газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины.
Об этом миролюбиво 3 апреля 2018 г поведал А. Миллер из Турции.
3 апреля 2018 г президент РФ В. Путин прибыл в Турцию с 2-дневным официальным визитом.
Его сопровождают А. Новак, А. Миллер и другие граждане РФ.
К визиту В. Путина приурочен запуск строительства АЭС Аккую - этому событию посвящено основное внимание общественности.
Многие официальные лица прислали в РФ весточки из Турции, причем каждый говорил о своем.
А. Новак 3 марта 2018 г поведал о перспективах сотрудничества с ОПЕК, которые появились после подписания Венского соглашения по ребалансировке нефтяного рынка
А. Миллер прошелся по газовым вопросам.
Кроме АЭС Аккую, важнейшим направление сотрудничества властей РФ и Турции являются поставки российского газа для внутреннего потребления Турции и его транзита в сопредельные страны.
А. Миллер деликатно порадовался росту поставок газа в Турцию и успешным выполнением проекта магистрального газопровода (МГП) Турецкий поток, отметив правда, что ввод его в эксплуатацию сдвинулся на май 2018 г вместо марта.
Журналисты Первого канала деликатно ждали весточки о позиции Газпрома по транзиту российского газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины, и он приоткрыл завесу тайны.
Вернее, подтвердил сказанные в апреле 2017 г слова.
Тезисы от А. Миллера:
- мы не говорим, что Газпром полностью перекроет транзит через территорию Украины;
- без сомнения, поставки российского газа в сопредельные страны, приграничные со стороны Европы, будут осуществляться по ГТС Украины;
- без сомнения, это будут другие объемы, 10-15 млрд м3/год газа;
- по условиям транзита предстоит провести переговоры с украинскими коллегами, но это, без сомнения, будут не те условия, которые получены Газпромом в рамках рассмотрения иска в Стокгольмском арбитраже.
опрошенных читателей Neftegaz.RU недовольны решением арбитража.
После стокгольмского обострения газовых отношений Нафтогаза и Газпрома, это пожалуй первое выступление Миллера по теме.
Этакий пробный шар.
Теперь нужно ждать реакции властей Украины, которая может быть не совсем в русле уверенных высказываний А. Миллера.
Говоря о сопредельных странах, А. Миллер в 1ю очередь имеет ввиду Молдавию, которая, получая около 3 млрд м3/год, пока практически полностью зависит от поставок российского газа по ГТС Украины.
Молдова дерзко выступила против строительства МГП Северный поток-2 вместе с Польшей и Прибалтикой.
Но здесь - никакой политики, в 2019 г заканчивается 3-летний контракт на поставку российского газа в Молдавию.
Хотя Румыния декларирует замещение транзитных поставок российского газа из Украины, пока это просто слова.
Если ситуация с поставками газа ухудшится, то властям РФ можно забыть о влиянии в Молдавии. Никакой И. Додон не поможет.
Поэтому власти РФ будут неистово пытаться договориться с властями Украины о продолжении транзита хотя бы для Молдовы.
Предположим, 3-5 млрд м3/год - потребности Молдовы, 5 млрд м3/год - обязана брать сама Украина по решению викингов, - вот и подучается 10 млрд м3/год .
Если приплюсовать потребности Венгрии и Сербии в объеме 5 млрд м3/год, то и получатся анонсированные 15 млрд м3/год газа из РФ.
С другой стороны, власти Украины так же неистово озабочены ухудшением отношений с властями РФ.
Рубикон давно перейден, и просто договориться на 10-15 млрд м3/год точно не получится.
Не допуская Газпром к модернизации украинской ГТС, власти Украины активно ищут западных друзей, которые на любых условиях поучаствуют в проблемах ГТС.
С одной стороны, Газпрому будет проще договориться с западными друзьями Украины, для которых золотой телец важнее политических амбиций, с другой стороны, просто так настроить ГТС Украины на прямые поставки газа, а потом перестроить на реверс - это технически невозможно.
Построенная во времена СССР украинская ГТС априори настроена на прямые поставки российского газа.
Приложив невероятные усилия, власти Украины могут настроить ГТС на реверс, что они и пытаются сделать.
ГТС - не игрушка, переключать с прямых поставок на реверс - не напереключаешься.
Пропускная мощность украинской ГТС составляет 150 млрд м3/ год, и для поддержания работоспособности такой, правда довольно ветхой, махины нужны средства, которых от транзита 15 млрд м3/год просто не хватит.
У обывателей сложилось устойчивое мнение в том, что после заявлений о готовящемся расторжении контрактов Нафтогаза и Газпрома, прекратятся не только поставки российского газа для внутреннего потребления на Украине, но и транзит.
Слова А. Миллера говорят о том, что костер газовых взаимоотношений пока не потух, и обыватели еще услышат много интересных заявлений.
Скучно не будет.
Навскидку, вполне возможно, что власти Украины в обмен на продолжение транзита потребуют отдать Одесское газоконденсатное месторождение, которое пока дает Черноморнефтегазу около 50% добычи газа в Крыму.
Но есть и другие, глубинные рычаги воздействия.