Газпром предполагает продолжить транспортировку газа по газотранспортной системе (ГТС) Украины после ввода в эксплуатацию магистрального газопровода (МГП) Северный поток 2.
Об этом 24 февраля 2017 г в весеннем г Париже после официальной церемонии подписания соглашений заявил журналистам А. Миллер, вероятно, воодушевленный успехами по проекту МГП Северный поток 2.
А. Миллер понимает, что у проекта МГП Северный поток 2 еще много препятствий, и расслабляться рано.
Но, он твердит, что это прорыв, и это важная финансовая основа для завершения проекта к концу 2019 г.
24 апреля 2017, как и планировалось ранее, 5 европейских нефтегазовых мейджоров согласовали с Газпромом формат инвестирования в проект МГП Северный поток 2, который, как ожидается будет введен в эксплуатацию в 2019 г.
Сначала предполагалось, что после ввода эксплуатацию МГП Северный поток 2, транзит по украинской ГТС российского сетевого газа будет прекращен.
Об этом в январе 2016 г А. Миллер жестко заявлял М. Шефчовичу.
Потом позиция стала смягчаться, и летом 2016 г А. Миллер не исключил использование украинской ГТС для транзита 10 - 15 млрд м3/год газа.
Сейчас речь идет о 15 млрд м3/год газа и выше.
Дело в том, что Молдавия традиционно использует российский газ, и, несмотря на попытки Румынии начать альтернативные поставки газа, от контрактов с Газпромом не намерена, особенно сейчас, когда главой Молдовы стал И. Додон.
Хотя долгосрочный контракт на поставку газа истек в 2011 г, Молдова продолжает ежегодно его продлевать.
К моменту окончания долгосрочного контракта импорт российского газа составлял около 1,1 млрд м3/ год по цене ориентировочно 370 долл / 1 тыс м3.
Даже если Молдавия в разы увеличит потребление российского газа, это будет не более 3 - 5 млрд м3/год.
Куда пойдут оставшиеся 10 - 12 млрд м3/год российского газа, теоретически доставляемого транзитом по Украине?
Эта цифра сопоставима по объемам с пропускной мощностью МГП TANAP - TAP, по которому азербайджанский газ будет доставляться на Балканы.
Вероятно, Болгария будет полностью обеспечена азербайджанским газом, да и сложно будет с Румынией согласовать работу Трансбалканского МГП.
Но логика в действиях Газпрома четко просматривается.
Если учесть довольно странное апрельское 2017 г рамочное соглашение Газпром экспорта с Eustream о доступе к ГТС Словакии, то можно предположить, что речь идет о поставках российского газа в Сербию и Венгрию, которым В. Путин гарантировал поставки российского сетевого газа.
Эти поставки газа могут заместить реализуемые ЕС альтернативные поставки газа, что может снизить их рентабельность, а в некоторых случаях и остановить.
Ранее словаки дерзко высказывали беспокойство в связи с возможным прекращением транзита российского газа по Украине, потому что сами теряли имеющийся еще со времен СССР статус восточно - европейского газового хаба.
В целом, складывается впечатление, что слова А. Миллера - это реверанс Газпрома в сторону ЕС, который выгоден и самому Газпрому, потому что позволяет держать на парах резервную украинскую ГТС, пропускной мощности 120 млрд м3/год.
По итогам 2016 г транзит через ГТС Украины составил около 80 млрд м3/год, что показывает ее хорошие возможности.
Хотя модернизировать украинскую ГТС нужно бы интенсивнее.
Пока Украина получает около 2 млрд долл США за транзит российского сетевого газа в Европу, что после 2019 г составит около 0,4 млрд долл/год при текущих ценах на украинский транзит. Д. Медведев как -то заявил, что РФ не продлит контракт с Украиной на не выгодных условиях.
В Европу российский сетевой газа поступает кроме транзита по Украине, также по МГП Ямал - Европа (белорусско - польский маршрут) и МГП Северный поток (Северный коридор, прямые поставки).
Снижение транзита российского сетевого газа по ГТС Украины обусловлено рядом факторов:
- власти Украины запретили РФ участвовать в модернизации украинской ГТС,
- власти Украины отказались продавать украинскую ГТС Газпрому,
- в 2019 г ожидается ввод в эксплуатацию 2 - ниточного МГП Северный поток 2 пропускной мощности 55 млрд м3/год газа, что делает украинскую ГТС лишней.
- проекты типа МГП Северный поток 2 в РФ обычно достаются удачливым бизнесменам, и хотя можно было бы как- то договориться о модернизации украинской ГТС, что явно дешевле, чем новое строительство стоимостью 9,5 млрд евро, было решено все таки освоить средства через МГП Северный поток 2.
24 апреля 2017 г Газпром и Engie, OMV, Shell, Uniper и Wintershall подписали соглашения о порядке финансирования МГП Северный поток - 2.
На пути проекта неоднократно вставали препятствия ввиде позиции Польши и других стран Прибалтики.
Ранее предполагалось определиться с моделью финансирования уже к концу 2016 г, но в связи с необходимостью формирования новой модели финансирования проекта, сроки перенеслись на апрель 2017 г.
Газпром в результате остался единственным акционером Nord Stream 2, а европейские партнеры будут в нем участвовать долгосрочным финансированием в объеме 50% от общей стоимости проекта.
Каждый партнер внесет около 950 млн евро, предоставит долгосрочную кредитную линию на 285 млн евро с использованием в 2017 г.
А на сумму до 665 млн евро будут предоставлены в комбинации краткосрочных и долгосрочных кредитов и гарантий.