Литва отказалась от планов по строительству подземного хранилища газа (ПХГ) в районе д Сидеряй Тельшяйского района.
Об этом сообщило Министерство энергетики Литвы, подготовившее соответствующее постановление, которое вынесено на рассмотрение правительства 24 января 2018 г.
В настоящее время у Литвы нет потребности в строительстве собственного ПХГ.
Во-первых, Литва получила возможность использовать мощности Инчукалнского ПХГ в Латвии.
А во-вторых, потребление газа в Литве в 2013-2017 гг снизилось почти на 1/3.
К тому же интерес к ПХГ в Литве со стороны польских энергетических компаний, на который очень рассчитывали власти страны, так и не возник.
Эти изменения обусловили снизившуюся потребность в строительстве ПХГ в Литве, поэтому Минэнерго страны предлагает не предпринимать активных действий относительно реализация проекта.
Планы по строительство ПХГ Сидеряй Литва вынашивала достаточно давно.
Необходимость строительства ПХГ Литва объясняла традиционно - обеспечением независимости от российского газа и формированием резерва.
Исследования геологической структуре Сидеряй начались в 2010 г, а в 2012 г началось бурение 1й скважины, которая должна была выяснить подходит ли структура для оборудования ПХГ.
В ноябре 2014 г правительству Литвы были представлены результаты исследований по ПХГ Сидеряй.
Исследования подтвердили, что структура Сидеряй пригодна для создания ПХГ.
Стоимость проекта по строительству ПХГ Сидеряй оценивалась в 170 млн евро, а еще 140 млн евро понадобится для создания минимального резерва газа объемом 500 млн м3.
Осенью 2014 г власти Литвы решили оценить возможности получения финансирования ЕС для проекта строительства ПХГ.
Тогда же началось зондирование почвы в Польше на предмет заинтересованности польских энергетических компаний в реализации проекта как регионального проекта ЕС.
Однако, в 2015 г по итогам ряда встреч с представителями PGNiG и Gaz-Systems, стало понятно, что польская сторона не заинтересована в проекте.
Да и ситуация на прибалтийском рынке газа в последние годы изменилась.
Так, появился доступ к инфраструктуре поставки и хранения газа, в т.ч к Инчукалнскому ПХГ, а в самой Литве потребность в газе в 2013-2017 гг снизилась почти на 1/3.
Большие надежды Литва возлагала на поставки сжиженного природного газа (СПГ) через плавучий СПГ-терминал (FSRU) Независимость.
Продвигая идею литовского СПГ-терминала, президент Литвы Д. Грибаускайте ставила задачу добиться независимости от Газпрома, контролировавшего почти 100% газового рынка Литвы.
После ввода FSRU Независимость в эксплуатацию в декабре 2014 г Литва начала закупать СПГ в Норвегии, а в 2017 г и в США.
Но цель по обеспечению независимости Литвы от российского газа достигнута не была.
В 2015 г началось перераспределение рынка, Statoil заняла 16,5% рынка, а Газпром сохранял за собой 83,5% газового рынка Литвы.
Затем дела с точки зрения властей Литвы вроде как начали налаживаться - доля Газпрома снизилась до 1/3, к тому же в Литву наконец-то пришли долгожданные партии СПГ из США.
Но в 2017 г экономические соображения возобладали, ведь цены на газ в Литве одни из самых высоких в ЕС.
Доля газа, импортируемого через FSRU Независимость составила около 46%, тогда как влияние Газпрома на литовский рынок газа вновь выросло и достигло 54%.