По приглашению Г. Бердымухамедова В. Путин посетит с официальным визитом Туркменистан 2 октября 2017 г.
Об этом сообщают администрации президентов РФ и Туркменистана.
В ходе переговоров будут рассмотрены вопросы развития 2-стороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-образовательной и культурно-гуманитарной областях, а также актуальные региональные проблемы.
По итогам переговоров запланировано подписание российско-туркменских документов, направленных на дальнейшую активизацию и наращивание взаимовыгодного сотрудничества по всем приоритетным направлениям.
Туркменистан и Россия имеют близкие позиции по вопросам сохранения и поддержания мира и стабильности, противодействия угрозам международного терроризма, экстремизма, урегулирования ситуации в Афганистане.
1 год назад В. Путин принимал дорогого гостя в г Сочи, теперь пришло время ответного визита.
В условиях санкций Запада, Туркменистан может быть интересен РФ, как минимум, как поставщик сельскохозяйственной продукции.
Можно поискать и другие точки соприкосновения.
В отношениях по нефтегазу у России и Туркменистана есть определенные проблемы, вернее по нефти отношений нет, а по газу - заморожены.
В 2003 г РФ и Туркмения подписали договор, по которому в Россия была должна экспортировать до 80 млрд м3/год по магистральному газопроводу (МГП) Средняя Азия - Центр (САЦ).
Газовые отношения испортил кризис, и последующее падение цен на газ.
Еще в 2010 г Газпром легко покупал туркменский газ по цене 240 долл США/1000 м3, но после снижения мировых цен на нефть и газ неудачно пытался договориться о снижении цен с Туркменгазом.
В июне 2015 г Туркменистан объявил Газпром неплатежеспособным, а Газпром подал иск на Туркменгаз в Стокгольмский арбитраж.
Не договорившись, Газпром сделал и другие шаги:
- с января 2015 г 1-сторонне снизил цену на газ из Туркменистана;
- сократил импорт туркменского газа до минимума - в 2015 г Россия импортировала из Туркменистана 4 млрд м3;
- в январе 2016 г расторг договор с Туркменгазом, как сообщалось, из-за нарушения условий соглашения туркменской стороной и прекратил получать газ из Туркмении.
Уже в ноябре 2016 г президент Г. Бердымухамедов прилетел в г Сочи к В. Путину для решения накопившихся вопросов.
Возобновить поставки газа в Россию ему тогда не удалось, но Газпром и Туркменгаз приостановили арбитражку в Стокгольме, начав мирное разрешение спора.
Есть нюанс.
Осенью 2016 г Газпром сообщил, что подумает о закупке туркменского газа ближе к 2018 г.
Прошел 1 год после встречи президентов, подходит время принятия решения Газпромом по покупке туркменского газа, и, возможно, пришло время улучшить отношения с Туркменией.
Прохладные отношения у Туркменистана и РФ и в части газотранспортных проектов.
РФ по разным причинам не участвует в довольно рискованном проекте Туркменистана - проекте МГП Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ), который власти страны реализуют практически в одиночку.
Пока Газпром собирается, Туркменистан уже несколько лет поставляет газ в Китай, постоянно наращивая объемы и консолидируя этим проектом страны-соседи.
Туркменистан отмечает особую значимость продолжения традиционных гуманитарных контактов, в тч в образовании, науке, прикладных исследованиях, культуре.
Однако пока и в области образования в отношениях РФ и Туркменистана не все гладко:
- в сентябре 2012 г, через пару месяцев после открытия Туркменского государственного института нефти и газа. была дерзко остановлена деятельность филиала Российского государственного университета нефти и газа им Губкина (РГУНиГ),
-в 2013 г был подписан указ о создании на базе Туркменского государственного института нефти и газа Международного университета нефти и газа (МУНиГ), тогда же в МУНиГе спецкурсы для преподавателей и студентов провели профессоры Технологического университета Petronas,
- в 2017 г в Нефтяном университете китайского г Сиань открылся Центр Туркменистан.
Власти Туркменистана пытаются наладить ровные отношение со всеми странами - соседями:
- в апреле 2017 г во время туркмено-казахстанских переговоров в г Астане Г. Бердымухамедов поведал о большом значении партнерства между Туркменистаном и Казахстаном в области энергетики;
- в августе 2017 г Г. Бердымухамедов в г Баку договорился с с президентом Азербайджана И. Алиевым о сотрудничестве в поставах энергоресурсов в ЕС;
- с Ираном продолжается спор, похожий как 2 капли на отношения Туркменгаза с Газпромом. С начала 2017 г Туркмения прекратила поставки газа до погашения задолженности, оцениваемой в 1,8 млрд долл США, а Иран пригрозил судом и в августе 2017 г дерзко построил МГП Дамган - Нека для снижения зависимости от поставок туркменского газа;
- в июне 2017 г в ходе визита президента Узбекистана Ш. Мирзиеева в Туркменистан Узбекнефтегазу было предложено изучить перспективы присоединения к проекту МГП ТАПИ. Был подписан и меморандум о взаимопонимании по совместной разработке месторождений не шельфе Каспийского моря. Кстати, после разрыва с Туркменгазом, в конце декабря 2015 г Газпром договорился по цене на газ с Узбекистаном и подписал контракт с Узбекнефтегазом на закупку в 2016 г 4 млрд м3 /год.
- Пакистан поддерживает проект МГП ТАПИ и рассчитывает получить первый газ из Туркменистана в 2020 г.