Туркменистан и Азербайджан договорились о сотрудничестве в сфере поставок энергоресурсов в страны Евросоюза.
Президент Туркменистана Г. Бердымухамедов прибыл в Азербайджан 8 августа 2017 г, официальный визит продлится 2 дня.
Г. Бердымухамедов в г Баку встретился с президентом Азербайджана И. Алиевым и премьер-министром А. Расизаде.
После церемонии официальной встречи состоялась встреча президентов Азербайджана Туркменистана тет-а-тет.
И. Алиев выразил уверенность в том, что визит Г. Бердымухамедова станет очень важным шагом в развитии туркмено-азербайджанских дружественных, братских связей, а Г. Бердымухамедов подчеркнул, что его визит в Азербайджан имеет большое значение, т.к один из важнейших постулатов политики - поддерживать хорошие отношения с соседями.
По итогам встречи был подписан ряд азербайджано-туркменских документов.
В частности, президенты подписали декларацию о стратегическом партнерстве, согласно которой Туркменистан и Азербайджан будут сотрудничать в области поставок энергоресурсов, направленного на диверсификацию маршрутов из Каспийского региона на мировые и европейские рынки.
Туркмения и Азербайджан уже на протяжении ряда лет работают над организацией поставок природного газа из Прикаспийского региона, в частности Туркменистана, в Европу.
Туркменистан рассчитывает подключится к системе магистральных газопроводов (МГП) Южный газовый коридор (ЮГК), строительство которого активно ведется.
Для любознательных напомним, что проект МГП ЮГК предусматривает создание газопроводной инфраструктуры для транспортировки лишь 10 млрд м3/год природного газа из Азербайджана через Грузию и Турцию в Европу, правда с перспективой расширения до 23,4 млрд м3/год.
Пока структура МГП ЮГК включает 4 элемента:
- месторождение Шах-дениз - ресурсная база проекта;
- Южнокавказский газопровод (ЮКТ);
- Трансанатолийский ( TANAP) МГП;
- Трансадриатический (TAP) МГП.
Система МГП ЮГК - это любимое детище ЕС, поэтому Туркменистану с Азербайджаном уделяется повышенное внимание в области поставок энергоресурсов в страны Евросоюза, а стремление к сотрудничеству 2х стран в этой области европейцами поощряется.
9 декабря 2014 г по итогам заседания Совета ЕС на уровне министров энергетики было решено придать статус приоритетного проекту МГП ЮГК.
В 2015 г ЕК заявила о намерении форсировать заключение соглашений с Азербайджаном и Туркменистаном по импорту газа.
Азербайджан как бы не против подключения к ЮГК других источников газа, помимо 2й фазы разработки месторождения Шах-Дениз в Азербайджане, но для этого нужно коренным образом увеличивать пропускную мощность МГП ЮГК.
А это - значительное удорожание.
В мае 2017 г BP объявила о планах завершить реализацию проекта по расширению Южнокавказского газопровода на территории Грузии к середине 2018 г.
И Азербайджан готов вкладывать средства в повышение пропускной способности ЮГК, но только при наличии долгосрочных соглашений о транзите газа.
Складывается впечатление, что разговоры о МГП ЮГК более политические, не экономические.
Участвовать в поставке газа по МГП ЮГК столько, что его пропускную способность нужно увеличивать в 3 и более раз, но на этом разговоры заканчиваются.
Гораздо выгоднее и практичнее позиция Газпрома, который анонсировал пропускную мощность только 1й нитки в объеме 15,75 млрд м3/год газа.
Есть и ряд других затруднений.
Для подключения Туркменистана к энергопоставкам на европейский рынок необходимо построить Транскаспийский газопровод (ТКГ) по дну Каспийского моря, но есть проблемы:
- нерешенный вопрос с правовым статусом Каспийского моря ставит проект ТКГ под вопрос. Туркменистан и Азербайджан считают, что для прокладки МГП по дну Каспийского моря достаточно согласия стран, по территории которых он будет проходить. Россия и Иран активно возражают против такого подхода, настаивая на том, что до урегулирования правовых вопросов такой проект может быть реализован только с согласия всех 5 Прикаспийских государств.
- непростые отношения Туркменистана и Азербайджана по месторождению Кяпаз, находящемуся на стыке секторов 2х стран, достигнутые в 2008 г договоренности по которому нередко нарушаются.
Но из-за прекращения поставок газа в Россию, газовую отрасль промышленности Туркменистана сильно лихорадит:
- с 2009 г, после ухудшения российско-туркменских отношений из-за аварии на МГП Средняя Азия - Центр (САЦ), добыча газа в Туркменистане упала с 66,1 млрд м3 в 2008 г до 36,4 млрд м3 в 2009 г. Туркменистан долго восстанавливал добычу;
- с января 2016 г, когда Газпром отказался от закупок туркменского газа, добыча газа в Туркменистане снова сократилась - с 69,6 млрд м3 в 2015 г до 66,8 млрд м3 в 2016 г.
Это вынуждает власти Туркменистана где-то смягчить позиции, а где-то найти новых партнеров.
Продвигая проект МГП ТАПИ, власти Туркменистана существенно осложнили переговоры Газпрома по МГП Север-Юг (Карачи -Лахор) в Пакистане.
опрошенных читателей Neftegaz.RU считают необходимым строительство МГП ТАПИ, и % растет (ранее было меньше 45%).
Возможно, Азербайджану и Туркменистану удастся договориться по месторождению Кяпяз.
Проводимый опрос читателей Neftegaz.RU на текущее время так и не выявил предпочтений по принадлежности Кяпяза.
Также 8 августа 2017 г Г. Бердымухамедов встретился с премьер-министром Азербайджана А. Расизаде.
В ходе встречи А. Расизаде и Г. Бердымухамедов обсудили ход реализации достигнутых ранее договоренностей и перспективные направления партнерства.
В частности, обсуждались подходы к интенсификации торгово-экономического сотрудничества, реализации совместных проектов в энергетической и транспортно-транзитной сферах, расширении контактов между предпринимательскими структурами и др.
Г. Бердымухамедов выразил признательность за радушный прием и отметил, что оценивает нынешний визит как важный этап на пути диверсификации 2-стороннего взаимодействия.
Также Г. Бердымухамедов пригласил И. Алиева и А. Расизаде на церемонию открытия V Азиатских игр в закрытых помещениях и по боевым искусствам, которая состоится в Ашхабаде 17 сентября 2017 г.
О каких реальных итогах визита Г. Бердымухамедова в Азербайджан можно говорить?