9 декабря 2014 г интрига по Южному потоку не разрешилась.
ЕС как бы принял к сведению то, что Россия вышла из проекта Южный поток, о чем 1 декабря 2014 г заявил В.Путин в ходе официального визита в Турцию.
Однако отношение к этому пока не высказал, даже не пригасив Россию, чтобы объясниться.
8 декабря 2014 г делегация ЕС во главе с Ф.Могерини не смогла убедить Турцию присоединиться к санкциям против России.
Выбирая между сильной сверхдержавой и стареющей старушкой, не имеющей достаточно ресурсов, Турция выбрала Россию.
Только благодаря дипломатичности Т. Йылдыза ЕС удалось хоть как-то сохранить лицо.
Тем не менее, его слова о том, что Турция не будет выбирать между Россией и ЕС, это серьезный удар по престижу Европы, которая так и не приняла Турцию в ЕС.
Мы не отказываемся вступать в ЕС, мы подождем, - деликатно расставил текущие акценты Т. Йылдыз.
Турция и Россия не сегодня договорились о газотранспортной дружбе.
ЕС нужно было думать раньше.
Благодаря России Турция укрепляется в статусе важнейшего транспортного хаба по газоснабжению Европы.
Теперь, кроме МГП TANAP, через Турцию пройдет новый МГП из России.
Вероятно, Турция благодарна России.
На нынешней встрече министры стран - участников Южного потока решили, что теперь для ЕС приоритетным станет проект Южного газового коридора.
Об этом по итогам заседания Совета ЕС на уровне министров энергетики 9 декабря 2014 г заявил еврокомиссар по делам Энергетического союза М.Шефчович.
Стало быть Южный поток останется, но будет не приоритетным?
Происходит это на фоне отказа России от дальнейшего строительства МГП Южный поток.
Следует отметить, что хотя экспорт азербайджанского газа в Европу станет возможным благодаря расширению Южнокавказского газопровода до 23,4 млрд м3/ год, а также строительству Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) магистральных газопроводов (МГП), но случится это только в 2020 г.
Об этом с нечеловеческим оптимизмом заявил 21 ноября 2014 г глава компании Южный газовый коридор А. Исаев на конференции «Нефтегазовая неделя 2014» в г Баку.
Раз так, то возникает вопрос, а как будет жить Европа после 2015 г, когда Газпром прекратит поставки газа по ГТС Украины?
Целых 4 года будет ждать окончания строительства МГП TANAP?
На это не смог ответить и М.Шефчович, который лишь отметил, что первый газ по Южному газовому коридору из Каспийского региона в Европе рассчитывают получить к 2019 г, скостив 1 год с прогноза А. Исаева.
При этом, россия может успеть построить новый МГП быстрее, потому что сухопутный участок российского Южного коридора практически закончен, а морской участок либо пройдет рядом с Голубым потоком, или по трассе Южного потока с отклонением вместо Болгарии, в Турцию.
На границе Греции и Турции Европа сможет этот российский газ покупать.
Это невеселая перспектива и дополнительные риски для инвесторов Южного газового коридора.
М.Шефчович также сообщил, что министры рассмотрели возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого проекта, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.
Но, проблема не в этом.
А в том, что по словам А. Исаева, стоимость работ по всем 4 элементам Южного газового коридора, по предварительным данным, оценивается в сумму до 50 млрд долл США.
Где их взять?
А пока ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов в рамках Южного газового коридора.
Напомним, что Южный газовый коридор - это европейская концепция доставки газа, основанная на системе локальных газопроводов, которые должны обеспечить газовые поставки в страны ЕС из региона Каспийского моря в обход России.
Проект был запущен в 2009 г.
Он включает серию проектов газопроводов, в том числе сомнительный с точки зрения перспектив реализации Белый поток (Грузия-Украина-ЕС), Трансадриатический газопровод, а также фактически провалившийся проект Набукко.
Важным элементом функционирования Южного газового коридора должен стать Транскаспийский газопровод (ТКГ).
Среди партнеров ЕС по Южному газовому коридору сегодня называют Азербайджан, Туркменистан, Грузию, Казахстан, Турцию, Ирак, Египет, а также потенциально Иран и Узбекистан.
Геополитические проблемы остаются одним из серьезных препятствий для инвестиционной привлекательности всей этой системы.
Напомним, что 1 декабря 2014 г В.Путин на пресс-конференции с Р.Эрдоганом сообщил о приостановке проекта строительства магистрального газопровода (МГП) Южный поток.
Президент заявил об увеличении пропускной мощности МГП Голубой поток, а учитывая возрастающие потребности Турции в газе, стороны договорились построить дополнительный МГП до границы Турции с Грецией.
2 декабря 2014 г эксперт Сербии А. Вучич был опечален в связи с решением России выйти из проекта Южный поток.
В то же время, зампред энергокомиссии болгарского парламента М.Димитров поспешил заявил, что это решение является тактическим ходом В. Путина и России.
4 декабря 2014 г глава Еврокомиссии Ж-К.Юнкер заявил, что проект строительства МГП Южный поток еще может быть реанимирован.
Премьер Болгарии, в свою очередь, уточнил, что стороны хотят продолжения строительства МГП Южный поток только в соответствии с законами ЕС.
5 декабря 2014 г стало известно, что на встречу стран-участников проекта строительства МГП Южный поток не пригласили российскую сторону.