По мнению члена иранской палаты торговли, промышленности, шахт и сельского хозяйства Х. Хосейни, соседние страны ограбили Иран на миллиарды долларов, похищая его нефть из совместных месторождений.
Об этом иранские СМИ пишут 3 октября 2016 г.
Из 157 млрд барр нефти и 32 трлн м3 газа, которые можно извлечь, 85 млрд барр нефти и 14 млрд м3 газа добываются из общих нефтяных и газовых месторождениях.
Поэтому миллиарды долларов иранского богатства ежегодно грабят соседи, дерзко сказал Х. Хосейни.
Действительно, проблемы с совместными месторождениями в Иране имеются.
Обычно в таких случаях компании создают совместные предприятия с согласованными долями участия, после чего реально совместно добывают нефть и газ.
Но Восток - дело тонкое.
И стороны договариваются лишь о совместном начале эксплуатации, не оговаривая заранее ни количество скважин, ни сроки начала освоения.
Поэтому и случаются коллизии.
Так, на месторождении Южный Парс, который Иран разрабатывает совместно с Катаром, Иран добывает 420 млн м3/сутки природного газа.
Причем Иран стремится нарастить добычу в стремлении опередить Катар.
За последних 3 года Катар добыл 177 млрд м3 газа с месторождения, причем особого роста добычи не наблюдается.
В 2016 г Иран добыл 132 млрд м3 газа с месторождения, что составило 75% добычи Катара.
Неприятным эффектом от ускоренной разработки месторождения может стать то, что через 7 лет добыча газа на Южном Парсе может начать снижаться.
Впрочем, Иран не в 1й раз обвиняет соседние страны в недобросовестном совместном использовании месторождений нефти и газа.
У Ирана есть 15 совместных месторождений с Саудовской Аравией, Кувейтом и Оманом, входящими в Совет сотрудничества арабских государств Залива.
Крупнейшим из них является саудовско-кувейтское месторождение Ад-Дира (иранское название - Арш) в северной части Персидского залива.
Кроме того, Иран имеет 12 совместных нефтяных месторождений с Ираком.
И к большинству соседних стран Иран выдвигает претензии в связи с более ранним началом освоением месторождений.
Например, в 2005 г Оман начал эксплуатацию совместного газового месторождения Хинджам, пробурив пробную скважину.
Иран в ответ выразил недовольство по поводу того, что Оман начал первым разрабатывать месторождение, которым они владеют совместно.
К Ираку Иран выдвигал претензии в связи с более успешным освоением совместных месторождений за счет привлечения иностранных нефтяных компаний.
Находящийся в тот момент под санкциями, Иран предложил Ираку развивать 2-стороннее сотрудничество, направленного на эксплуатацию совместных месторождений, но не нашел понимания.
Разногласия по поводу того, что арабские страны добывают нефти и газа из совместных месторождений больше, чем Иран, обострились в 2012 г.
В 2013 г, Иран обвинял соседей в том, что их уровень добычи превысил квоту, определенную каждому государству в соответствии с 2-сторонними соглашениями.
Тогда исследовательский центр при парламенте Ирана заявил, что соседние арабские страны добывают в 10 раз больше нефти и газа из совместных месторождений, чем Иран.
Эксперты по вопросам энергоресурсов из соседних стран, ожидаемо, назвали иранские подсчеты неточными.