5 декабря 2012 г танкер-газовоз Река Обь (Ob River), зафрахтованный Газпромом, успешно завершил 1-ю в мире перевозку сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП).
Танкер Ob River прибыл в регазификационный СПГ- терминал в порту Тобата (Япония), выйдя 7 ноября 2012 г из порта Хаммерфест (Норвегия), и доставил партию СПГ Газпрома японской Kyushu Electric Power Co.
Во время перехода по СМП с 9 по 18 ноября 2012 г судно сопровождали атомные ледоколы Атомфлота, руководили проводкой 2 ледовых лоцмана.
СПГ был загружен с берегового СПГ - терминала Statoil в Хаммерфесте, куда поступает газ c месторождения Snohvit (Белоснежка).
На 1-м этапе перехода в Баренцевом и Карском морях льда практически не наблюдалось, а на 2-м этапе от пролива Вилькицкого до Берингова пролива танкер Ob River шел в молодом льду толщиной до 30 см.
Рейс был выполнен безаварийно и в полном соответствии с графиком.
Успех рейса был обеспечен профессионализмом экипажа танкера Река Обь и высококачественной поддержкой ледовых лоцманов, капитанов и экипажей ледоколов 50 лет Победы, Россия и Вайгач и берегового персонала Атомфлота и Администрации СМП при Федеральном агентстве морского и речного транспорта Министерства транспорта РФ.
На борту танкера Ob River также находилась рабочая группа Крыловского государственного научного центра и Совкомфлота для проведения научно-исследовательской работы по изучению особенностей ледовой проводки судна в период интенсивного льдообразования в арктических морях.
Успешный рейс танкера Река Обь позволяет рассчитывать на полноценное использование Северного морского пути для поставок российского СПГ как в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, так и на европейский рынок.
2 рейса танкера Река Обь через СМП за 1 навигацию - это безусловная победа Газпрома.
Хотя , справедливости ради нужно напомнить, что еще в июле 2011 г НОВАТЭК сообщил, что танкер-газовоз Perseverance класса PANAMAX , перевозящий газовый конденсат, прошел по новому маршруту Северного морского пути (СМП) – севернее Новосибирских островов и достиг «чистой» воды Берингова пролива.
Ледокольную поддержку танкера на трассе СМП обеспечивал Атомфлот, с которым НОВАТЭК в феврале 2011 года заключил соглашение.
Для Газпрома и НОВАТЭКА, вероятно, более важно проверить возможность прохождения по маршруту СМП с российских месторождений, что и сделал в свое время НОВАТЭК.
В Норвегии у Газпрома пока нет месторождений.
Вероятно, газ у Statoil закупил Gazprom Marketing & Trading Limited с целью перепродажи.
Но, чтобы из Японии в Норвегию и обратно за 1 навигацию, этим Газпром, не скроем, порадовал.
Северный морской путь, или Северо-Восточный проход - это морской путь из Атлантического в Тихий океан вдоль северного побережья Сибири от Новой Земли до Берингова пролива. Современное ледокольное обеспечение позволяет обеспечить навигацию крупнотоннажных танкеров с ледовым классом 3-4 месяца в году.
Этот стратегический маршрут сокращает время в пути из Северной Европы в Северо-Восточную Азию почти на 40% в сравнении с маршрутами по южным морям и океанам через Суэцкий или Панамский каналы.
Танкер Река Обь был построен в 2007 г, имеет ледовый класс 1А (по классификации Регистра Ллойда) и подготовлен к работе в условиях низких температур.
Судно управляется греческой судоходной компанией Дайнагаз (Dynagas) и успешно проявило себя в работе во льдах в 2009-2011 гг, когда танкер был зафрахтован Газпром Глобал СПГ (компания по международной торговле и морской транспортировке СПГ Группы Газпром, 100% дочерняя компания Газпром Маркетинг и Трейдинг) для экспорта с проекта Сахалин-2.
Сахалин-2 - это 1-й российский проект по производству СПГ, основным акционером которого является Газпром.
Среди членов интернационального экипажа судна – российские офицеры – выпускники Государственной морской академии им. адм. С.О.Макарова, ведущего морского ВУЗа России.
Северный Морской Путь приобретает все большее значение, как для экономики России, так и для компаний, которые будут транспортировать здесь свой груз.
В январе 2012 г Газпром и Совкомфлот достигли соглашения об организации пробного рейса по трассам СМП для доставки углеводородов Газпрома на рынки стран АТР с учетом возросшей актуальности поставок энергоресурсов в регион.
Состоявшийся в августе 2012 г рейс танкера SCF Amur стал для Совкомфлота 4-м транзитным рейсом из Атлантики в Тихий океан через Арктику.
В 2010 г танкер SCF Baltica стал 1-м в истории крупнотоннажным судном, прошедшим транзитом по Севморпути с грузом нефтепродуктов.
В 2011 г танкер Vladimir Tikhonov дедвейтом 163 тыс т открыл новый высокоширотный маршрут СМП и стал самым крупным танкером, когда-либо осуществившим навигацию по арктическим трассам.
В конце июля 2012 г В. Путин подписал закон о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути».
В октябре 2012 г в Газпроме состоялась встреча А. Миллера и гендиректора Совкомфлота С. Франка по вопросам взаимодействия, в том числе, организации транспортировки углеводородов по СМП.
Пока сложно говорить о большой эффективности проекта, ввиду того, что навигация длится именно 4 месяца в году, а не круглогодично.
Хотя , компании, которые успеют сделать хотя бы 1 рейс в оба конца по маршруту СМП, могут получить до 3 млн долл США экономии, если учесть , что стоимость фрахта танкера-газовоза составляет около 0, 15 млн долл США/сутки.
Здесь и сказывается сокращение на 20 дней времени прохода по маршруту СМП в сравнении с маршрутом Суэцкого канала.
Вместе с тем, по мнению ученых у СМП большое будущее в связи с возможным потеплением.
Уже сейчас площадь льдов в Арктике уменьшилась в 2 раза в сравнении с данными 10-летней давности, до 3,4 млн км2.
Радоваться или печалиться этому?