Об этом глава Миннефти Ирана Д. Оуджи сообщил 21 февраля 2024 г. в кулуарах заседания Кабмина и на пресс-конференции, его слова приводит Shana.
Возрождение Мира
Напомним, что Иран в течение многих лет развивал свою газотранспортную систему (ГТС) Iran Gas Trunkline (IGAT) на юге страны с учетом возможности поставок газа в Пакистан, соответствующий контракт был подписан.Пакистан с реализацией своей части договоренностей затягивал, а в 2023 г. даже заявил о закрытии проекта.
Однако после ухода предыдущего правительства Пакистана переговоры с Ираном по проекту активизировались.
Тезисы от Д. Оуджи:
- мы рассматривали МГП IGAT-7 от г. Асалуйе до г. Ираншехр и оттуда до г. Чабахар, а затем для экспорта в Пакистан,
- эта нитка представляет собой 56-дюймовый МГП, по нему мы перекачиваем 120 млн м3/сутки газа в провинции, которые находятся на маршруте,
- часть этого маршрута была рассмотрена для экспорта в Пакистан,
- я подписал этот контракт с пакистанской стороной 10 лет назад, но из-за санкций пакистанская сторона не проявила инициативы, к сожалению, в предыдущем правительстве были недостатки,
- мы провели переговоры с новым правительством, они также заинтересованы в возрождении этого проекта,
- контракт на экспорт иранского газа в Пакистан является международным контрактом, и мы готовы принять желаемые решения по этому вопросу, как только пакистанская сторона начнет работы от 0вой точки границы.
Как Иран и Пакистан МГП Мир строят
МГП IGAT-7 Иран ввел в эксплуатацию в 2010 г. для поставок газа с месторождения Южный Парс в свои южные провинции, а в перспективе - в Пакистан.МГП IGAT-7:
- маршрут - от промышленного района Асалуйе в провинции Бушер на берегу Персидского залива, где находится производственный центр месторождения Южный Парс на восток через провинции Парс, Хозморган и Кеман до г. Чабахар в провинции Систан и Белуджистан,
- диаметр - 56 дюймов (1420 мм),
- протяженность - 907 км,
- пропускная мощность - 43,8 млрд м3/год.
Газопровод строился с перспективой поставок газа в Пакистан, для чего принимающей стороне необходимо было построить 781 км трубопровода на своей территории.
В общем виде МГП Мир имеет следующую конфигурацию:
- ресурсная база - месторождение Южный Парс в Иране,
- общая протяженность - 1,931 тыс. км, из них:
- 1150 км на территории Ирана, построено более 900 км,
- 781 км на территории Пакистана, построено 0 км,
- маршрут - Иран - Пакистан с перспективной выхода в Индию,
- стоимость проекта - 7,6 млрд долл. США, из которых 2 млрд долл. США вложил Иран (первоначально анонсировалась сумма в 1,5 млрд долл. США),
- планируемая пропускная мощность - 7,7 млрд м3/год на начальном этапе.
Соглашение о первоначальных поставках 21,2 млн м3/сутки (7,7 млрд м3/год) газа по МГП Мир, начиная с 2014 г. в течение 25 лет Иран и Пакистан подписали в 2009 г.
В условиях санкций против Ирана Пакистан подтормаживал проект.
Когда наступил краткий межсанкционный период, в 2015 г. Китай заявил о готовности построить участок МГП в Пакистане от порта Гвадар в западной части страны до г. Навабшах в провинции Синд на юге.
В этом случае Пакистану осталось бы достроить 81 км газопровода от границы с Ираном до порта Гвадар, но после выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе и восстановления санкций, проект встал.
В августе 2023 г., за несколько дней до своей отставки, госминистр нефти Пакистана М. Малик заявил, что Пакистан направил Ирану уведомление о форс-мажорных обстоятельствах, в связи с которыми страна приостанавливает выполнение своих обязательств по строительству МГП Мир.
Основанием для форс-мажора М. Малик назвал международные санкции в отношении Ирана и признал, что урегулировать разногласия будет возможно только посредством международного арбитража, если Иран передаст этот вопрос в арбитраж.
Иран в январе 2024 г. предупредил, что намерен подать иск против Пакистана в международный арбитраж в Париже на сумму 18 млрд долл. США.
Годом ранее Иран уведомил Пакистан о немедленной отправке иска в судебные инстанции, если пакистанский участок газопровода не будет построен к февралю-марту 2024 г.
В настоящее время в Пакистане формируется коалиционное правительство по итогам прошедших 7 февраля 2024 г. выборов.
Пакистанская мусульманская лига (Н) и Пакистанская народная партия 20 февраля достигли соглашения о формировании федерального правительства исламской республики.
Ожидается, что премьер-министром вновь станет Ш. Шариф, а президентом - А. А. Зардари, занимавший эту должность в 2008-2013 гг.
В случае установления политической стабильности в Пакистане переговоры по МГП Мир с Ираном могут ускориться.
Пока же Иран объявил об отсрочке с подачей иска против Пакистана за срыв сроков начала строительства газопровода на 180 дней, до сентября 2024 г.
Пакистан этой отсрочкой, по всей видимости, намерен воспользоваться, о чем пишут The Nation и Profit Pakistan Today.
По данным изданий:
- власти Пакистана решили завершить строительство газопровода длиной 81 км от порта Гвадар до иранской границы
- Специальный совет по содействию инвестициям Пакистана (SIFC) ратифицировал план строительства этого участка как части МГП общей протяженностью 781 км, который на будущих этапах будет связан с г. Навабшах,
- ориентировочная стоимость 81-километрового участка составит 158 млн долл. США, его было решено профинансировать ее через Фонд развития газовой инфраструктуры (Gas Infrastructure Development Cess, GIDC),
- Нефтяное управление Минэнерго Пакистана ожидает одобрения от федерального правительства на реализацию проекта, для которого Минфин потребует бюджет от GIDC.
Зачем это все?
Иран очень заинтересован в полноценной реализации проекта МГП Мир.Помимо крупного регионального рынка сбыта газа, каким является Пакистан, строительство МГП Мир открывает возможности для поставок трубопроводного газа в Индию.
Также поставки трубопроводного газа в Пакистан позволят Ирану оптимально использовать возможности своей ГТС.
Напомним, что основные месторождения газа в Иране сосредоточены на юго-западе, в т.ч. Южный Парс, а север страны, где есть крупные промпотребители и более суровый климат, энергодефицитен.
Север и юг Ирана связывают только МГП IGAT-1 и IGAT-2, что делает эти газопроводы критически важными и заставляет Иран нервничать из-за их надежности, в т.ч. в связи с диверсиями, а также подстраховываться по поставкам газа за счет свопов с соседними странами.
Через Иран реализован своп Туркменистана с Азербайджаном (остановлен в январе 2024 г. по неизвестным причинам), обсуждаются свопы с Турцией и Ираком.
Однако, не имея возможности транспортировать газ в Пакистан, Иран не может в полном объеме использовать преимущества свопов для обеспечения собственного газоснабжения.
Поэтому в феврале 2023 г. Иран предложил Туркменистану и Россией масштабный газовый своп, получая газ на севере и отдавая на юге в направлении Пакистана.
Однако без завершения МГП Мир такой своп не имеет смысла.
На МГП Мир или какой-либо другой источник поставок газа завязан и российский проект МГП в Пакистане - МГП Пакистанский поток (ранее МГП Север - Юг).
Проект предусматривает строительство газопровода для поставок газа с юга Пакистана, где расположены терминалы для приема сжиженного природного (СПГ) на север страны к крупным промышленным потребителям.
С контрактацией СПГ у Пакистана периодически возникают проблемы, поэтому Россия и Пакистан пришли к выводу, что проект следует рассматривать с точки зрения комплексной инфраструктуры, которая экономически выгодна для устойчивого развития газовой инфраструктуры, обеспечивающей доступные поставки газа.
Еще одним источником поставок газа для МГП Пакистанский поток может стать МГП Туркменистан - Афганистан - Пакистан - Индия (ТАПИ) мощностью 33 млрд м3/год газа.
МГП Мир и МГП ТАПИ представляются как конкурирующие проекты, но по факту представляют собой газовое кольцо, которое может объединить страны Центральной и Южной Азии.
Проект МГП ТАПИ остается в подвешенном состоянии из-за ситуации в Афганистане, но переговоры по проекту идут.
Афганское издание TOLOnews 19 февраля 2024 г. сообщило о встрече Ш. Делавара, исполняющего обязанности министра шахт и нефти в правительстве Афганистана, управляемом талибами (запрещенная в РФ организация), с исполнительным директором базирующейся в г. Ашхабад корпорации TAPI Pipeline Limited Corporation М. Амановым.
В ходе встречи обсуждались возможности ускорения процесса запуска проекта ТАПИ.
Ш. Делавар дал понять, что Афганистан нельзя обвинять в задержках по проекту, поскольку он предоставил все необходимые гарантии безопасности.
Такие встречи проходят регулярно, но фактических подвижек по проекту до сих пор нет.