USD 104.2361

-1.95

EUR 110.2041

-1.82

Brent 72.44

-0.14

Природный газ 3.098

+0.04

, Обновлено 26 сентября 16:14
4 мин
...

Большая часть морского экспорта нефти из России осуществляется вне механизма потолка цен

Западная страховка в августе 2023 г. была у танкеров, транспортировавших лишь 26,3% российской нефти.

Большая часть морского экспорта нефти из России осуществляется вне механизма потолка цен

Москва, 25 сен - ИА Neftegaz.RU. Россия смогла избежать влияния введенного G7 и их союзниками потолка цен на большую часть своего морского экспорта нефти.
Это подтверждают статистические данные и материал Financial Times (FT) от 24 сентября 2023 г.

Экспорт без потолка

В июле-августе 2023 г. объем морского экспорта нефти РФ упал до до 2,5 млн барр./сутки - самого низкого уровня с сентября 2022 г.
Снижение произошло из-за нефтеналивных танкеров, застрахованных на Западе, которые перевозили лишь 626 тыс. барр./сутки.
Частично, снижение можно объяснить осторожностью судовладельцев и страховщиков, даже если они получают подтверждения того, что транспортируемая ими нефть была продана по цене ниже потолочной.
Однако доходы РФ от морского экспорта выросли, поскольку снижение объемов было с лихвой компенсировано ростом цен на мировом рынке и сокращением дисконта на российскую нефть и нефтепродукты.

В августе 2023 г. выручка от экспорта нефти из России выросла на 1,8 млрд долл США до 17,0 млрд долл США, что лишь на 9% ниже YoY. Теоретический сценарий с текущими ограничениями цен на нефть и санкциями позволит РФ получать нефтегазовые доходы:
  • 2023 г. - 169 млрд долл США;
  • 2024 г. - 177 млрд долл США;
  • по сравнению с 218 млрд долл США в 2022 г.
В реальности, в случае слабого соблюдения санкций доходы России от нефти будут больше:
  • 2023 г. - 178 млрд долл США;
  • 2024 г. - 212 млрд долл США.
Морское страхование является рычагом для соблюдения потолка цен, но, по данным западных аналитиков, Россия уходит от западных страховок.
Россия существенно снизила зависимость от западных морских услуг в августе 2023 г.:
  • 39% морского экспорта нефти было отправлено нефтеналивными танкерами со страховкой P&I Club по сравнению с 52% - в июне, 43% - в июле;
  • покрытие P&I Club различается в зависимости от порта:
    • 61% экспорта сырой нефти из портов на Черном море был отправлен со страховкой P&I Club,
    • 9% - из портов Тихого океана имели страховку P&I Club;
Данные Kpler по августу 2023 г. показывают еще большее снижение перевозок российской нефти со страховкой P&I:
  • почти 3/4 всех морских перевозок нефти из России осуществлялись без западного морского страхования:
    • 23,92 млн барр. или 26,3% - со страховкой P&I,
    • 67,06 млн барр. или 73,7% - без P&I;
  • еще весной 2023 г. доля морских перевозок российской нефти без страховки компаний стран Запада выросла до 50%;
  • в мае 2023 г. экспортировано около 3 млн барр./сутки нефти сорта Urals и ESPO морским путем с соотношением западной и незападной страховок было 46,6%/53,4%.

Россия становится все более искусной

Увеличение доли танкеров с незападной страховкой подтверждает обход ограничений, установленных G7.
Россия продает все больше отечественной нефти по ценам, более близким к международным рыночным ценам:
  • планировалось:
    • предоставление западных услуг, таких как транспортировка или страхование, в рамках потолка цен разрешено только в том случае, если российская нефть продается менее чем за 60 долл. США/барр.,
    • потолок цен G7 был разработан для того, чтобы российская нефть продолжала поступать на мировые рынки и не произошло разрушительного скачка цен,
    • поскольку Россия когда-то зависела от западных услуг транспортировки своей нефти на рынок, G7 подсчитала, что у России не будет иного выбора, кроме как подчиниться введенному в декабре 2022 г. потолку цен,
  • фактически оказалось по-другому:
    • российская нефть первоначально резко подешевела, дисконт Urals к North Sea Dated (Североморский датированный, включает 5 сортов нефти: Brent, Forties, Oseberg, Ekofisk и Troll - BFOET) в январе 2023 г. достигал 40 долл. США/барр.,
    • России пришлось предложить скидки, поскольку она пыталась перенаправить миллионы баррелей, когда-то предназначавшихся для Европы, новым клиентам в Азии, все еще сильно полагаясь на западные транспортные услуги,
    • со временем Россия создала теневой флот танкеров, способных работать без западной страховки или других услуг,
    • это позволило РФ повысить цены на свою нефть в условиях ужесточения конъюнктуры мирового рынка,
    • средняя цена на основной экспортный сорт российской нефти Urals с июля поднялась выше 60 долл. США/барр.,
    • по данным Argus, в сентябре 2023 г. стоимость нефти:
      • сорта Urals в порту Приморск - 80,85 долл. США/барр.,
      • ESPO в порту Козьмино - 87,24 долл. США/барр,
      • North Sea Dated - 94,05 долл. США/барр.,
      • т.е. дисконт Urals к североморской нефти - 13,2 долл. США/барр.
Россия решает вопросы страховки и будущих ремонтов судов.
Санкции Запада вынудили СКФ летом 2023 г. в Дубае создать компанию Oil Tankers SCF MGMT FZCO для управления танкерами.
Это снизило нагрузку на SUN Ship Management (D), основанную еще в 2012 г. для управления судами SCF.
Если с запчастями для авиапрома помогли иранские компании, взяв на ТО российские самолеты, то с ППР судов СКФ пока есть проблемы, поскольку судовые двигатели Wartsila, к примеру, тоже под санкциями.
Новая управляющая компания, вероятно, поможет решить и этот вопрос.

Двойной или тройной удар?

Снижение доли танкеров с западной страховкой, перевозящих российскую нефть, FT называет двойным ударом по усилиям Запада ограничить доходы России от продажи нефти:
  • большая доля российской нефти продается за пределами потолка цен,
  • растет независимость России как продавца нефти.
Россия готовит еще 1 удар по рынку нефти, запретив экспорт дизельного топлива и бензина:
  • Россия - крупнейший мировой экспортер дизтоплива;
  • введенный запрет вызвал на Западе опасения, что В. Путин пытается разбалансировать рынок нефти, как он это сделал с природным газом, вызвав прошлогодний энергетический кризис.
FT неделикатно обвиняет В. Путина в том, что случился энергетический кризис, совершенно забыв о фактах, которые явились его причинами:
  • рост цен на природный газ в Европе начался еще во 2м полугодии 2021 г., т.е. до начала СВО РФ на Украине;
  • в Латинской Америки тогда:
    • ветры-суховеи практически осушили водохранилища местных ГЭС, что привело к резкому снижению генерации электроэнергии,
    • цены на природный газ маняще выросли;
  • тогда-то американские газодобывающие компании и решили кинуть своих европейских партнеров, отправив все танкеры-газовозы с сланцевым газом (дорогим газом низкопроницаемых коллекторов) в Бразилию и Аргентину, серьезно набив прибылью карманы акционеров.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram