Об этом 10 июля 2023 г. сообщил Bloomberg со ссылкой на данные международную морскую базу данных Equasis.
Флот, который пропал?
Согласно публикации:- базирующаяся в г. Мумбаи (Индия) компания Gatik Ship Management в настоящее время управляет флотом всего из 4 нефтеналивных танкеров,
- в апреле 2023 г. флот компании составлял 42 танкера, причем большинство из них были собраны менее чем за год,
- трудно сказать, что на самом деле стало с флотом,
- суда, которые больше не числятся под коммерческим управлением Gatik, продолжают перевозить российскую нефть,
- в настоящее время они находятся под контролем широкого круга компаний, структура собственности которых также неясна,
- это подчеркивает проблемы, связанные с отслеживанием того, кто помогает России доставлять ее нефть покупателям по всему миру.
Проблемы Gatik
Gatik попала под пристальное внимание в начале 2023 г., поскольку ее быстрорастущий флот, большая часть которого перевозила российскую нефть, вызвал вопросы о том, кто может поддерживать компанию.В апреле 2023 г. стало известно, что Gatik Ship Management лишилась стандартной отраслевой страховки от American Club из-за несоблюдения потолка цен на российскую нефть, установленному Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран).
Вскоре после этого некоторые суда компании также потеряли свою классификацию в Lloyd's Register, другой ключевой службе, которая подтверждает базовые технические стандарты для судов.
Степень затруднений для России, возникших из-за проблем Gatik, оценить сложно.
Формально, никто не мешает Индии, ставшей основным покупателем российской нефти, приобретать нефть, в т.ч. по ценам выше потолка (60 долл. США/барр.), если не используются западные сервисы.
Однако те поставки, которые идут по цене выше потолка, сталкиваются с задержками в оплате, что вместе с проблемами Gatik создают напряженную ситуацию.
В конце апреля 2023 г., через несколько дней после сообщения о лишении страховки судов Gatik, президент РФ В. Путин подписал указ, исключающий из-под действия указа о контрпотолоке цен на нефть действующие контракты с дружественными странами.
10 июля 2023 г. Times of India со ссылкой на источники сообщила, что Россия снизила скидки на нефть, поставляемую НПЗ в Индии, на 87%, до 4 долл. США/барр., отметив при этом, что цена остается ниже потолочной.
Проблемы теневого флота
Теневой флот танкеров обеспечивает перевозку нефти, находящейся под санкциями Запада, - российской, иранской, венесуэльской.В основном, этот флот составляют устаревшие суда, что вызывало сильную обеспокоенность по поводу безопасности.
После начала конфликта на Украине, сотни таких танкеров были выкуплены группой неизвестных трейдеров, посредников и инвесторов, чтобы сохранить поставки российской нефти на рынке.
По некоторым оценкам, эти покупки увеличили количество судов, которые уже перевозили нефть для Венесуэлы и Ирана, и создали теневой флот, насчитывающий более 900 судов.
Trafigura оценивает теневой флот танкеров, перевозящих российскую нефть, в 650 судов, Gunvor - в 300-400 судов.
Ранее Bloomberg называл такие суда «российским флотом ржавых нефтяных танкеров», одновременно отмечая, что средний возраст теневого флота танкеров снижается.
По данным VesselsValue, к концу июня 2023 г. средний возраст танкеров снизился до 15,1 лет против 18,9 лет в октябре 2022 г.
«Омоложение» флота обусловлено ограничениями, вводимыми в Азии, из-за проблем с безопасностью после взрыва на танкере Mockingbird/Pablo у берегов Малайзии.
Одновременно снижение возраста судов теневого флота может быть связано с тем, что некоторым судовладельцам становится все более комфортно работать с подсанкционной нефтью, в т.ч. российской.
Сложности для теневого флота могут создать ограничения, введенные ЕС в 11м пакете санкций 24 июня 2023 г.
11й пакет санкций ЕС включает меры противодействия обходу эмбарго ЕС и потолка цен на поставляемую морем российскую нефть, в т.ч. запреты:
- на доступ в порты ЕС и шлюзы для судов, осуществляющих перевалку по схеме борт-в-борт (Ship to Ship, STS) и подозреваемых в нарушении запрета эмбарго ЕС или ценового потолка,
- на заход в порты ЕС для судов, если судно не уведомляет компетентный орган не менее чем за 48 часов до перевалки, происходящей в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) или в пределах 12 морских миль от исходной линии побережья страны ЕС,
- на доступ в порты ЕС для судов, которые манипулируют своей автоматической идентификационной системой (AIS) или отключают ее при транспортировке российской нефти и нефтепродуктов, на которые распространяются эмбарго или потолки цен.