USD 100.0348

+0.09

EUR 105.7338

+0.27

Brent 73.08

-0.33

Природный газ 3.192

+0.21

3 мин
...

Теневой флот нефтеналивных танкеров, перевозящих российскую нефть, перегруппировывается

К началу июля 2023 г. индийская Gatik, занимавшаяся перевозкой российской нефти, лишилась большей части своего теневого танкерного флота, хотя сами танкеры продолжают работать.

Теневой флот нефтеналивных танкеров, перевозящих российскую нефть, перегруппировывается

Москва, 11 июл - ИА Neftegaz.RU. Теневой флот, созданный для обеспечения транспортировки российской нефти, распался еще быстрее, чем возник.
Об этом 10 июля 2023 г. сообщил Bloomberg со ссылкой на данные международную морскую базу данных Equasis.

Флот, который пропал?

Согласно публикации:
  • базирующаяся в г. Мумбаи (Индия) компания Gatik Ship Management в настоящее время управляет флотом всего из 4 нефтеналивных танкеров,
  • в апреле 2023 г. флот компании составлял 42 танкера, причем большинство из них были собраны менее чем за год,
  • трудно сказать, что на самом деле стало с флотом,
  • суда, которые больше не числятся под коммерческим управлением Gatik, продолжают перевозить российскую нефть,
  • в настоящее время они находятся под контролем широкого круга компаний, структура собственности которых также неясна,
  • это подчеркивает проблемы, связанные с отслеживанием того, кто помогает России доставлять ее нефть покупателям по всему миру.

Проблемы Gatik

Gatik попала под пристальное внимание в начале 2023 г., поскольку ее быстрорастущий флот, большая часть которого перевозила российскую нефть, вызвал вопросы о том, кто может поддерживать компанию.
В апреле 2023 г. стало известно, что Gatik Ship Management лишилась стандартной отраслевой страховки от American Club из-за несоблюдения потолка цен на российскую нефть, установленному Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран).
Вскоре после этого некоторые суда компании также потеряли свою классификацию в Lloyd's Register, другой ключевой службе, которая подтверждает базовые технические стандарты для судов.

Степень затруднений для России, возникших из-за проблем Gatik, оценить сложно.
Формально, никто не мешает Индии, ставшей основным покупателем российской нефти, приобретать нефть, в т.ч. по ценам выше потолка (60 долл. США/барр.), если не используются западные сервисы.
Однако те поставки, которые идут по цене выше потолка, сталкиваются с задержками в оплате, что вместе с проблемами Gatik создают напряженную ситуацию.
В конце апреля 2023 г., через несколько дней после сообщения о лишении страховки судов Gatik, президент РФ В. Путин подписал указ, исключающий из-под действия указа о контрпотолоке цен на нефть действующие контракты с дружественными странами.
10 июля 2023 г. Times of India со ссылкой на источники сообщила, что Россия снизила скидки на нефть, поставляемую НПЗ в Индии, на 87%, до 4 долл. США/барр., отметив при этом, что цена остается ниже потолочной.

Проблемы теневого флота

Теневой флот танкеров обеспечивает перевозку нефти, находящейся под санкциями Запада, - российской, иранской, венесуэльской.
В основном, этот флот составляют устаревшие суда, что вызывало сильную обеспокоенность по поводу безопасности.
После начала конфликта на Украине, сотни таких танкеров были выкуплены группой неизвестных трейдеров, посредников и инвесторов, чтобы сохранить поставки российской нефти на рынке.
По некоторым оценкам, эти покупки увеличили количество судов, которые уже перевозили нефть для Венесуэлы и Ирана, и создали теневой флот, насчитывающий более 900 судов.
Trafigura оценивает теневой флот танкеров, перевозящих российскую нефть, в 650 судов, Gunvor - в 300-400 судов.

Ранее Bloomberg называл такие суда «российским флотом ржавых нефтяных танкеров», одновременно отмечая, что средний возраст теневого флота танкеров снижается.
По данным VesselsValue, к концу июня 2023 г. средний возраст танкеров снизился до 15,1 лет против 18,9 лет в октябре 2022 г.
«Омоложение» флота обусловлено ограничениями, вводимыми в Азии, из-за проблем с безопасностью после взрыва на танкере Mockingbird/Pablo у берегов Малайзии.
Одновременно снижение возраста судов теневого флота может быть связано с тем, что некоторым судовладельцам становится все более комфортно работать с подсанкционной нефтью, в т.ч. российской.

Сложности для теневого флота могут создать ограничения, введенные ЕС в 11м пакете санкций 24 июня 2023 г.
11й пакет санкций ЕС включает меры противодействия обходу эмбарго ЕС и потолка цен на поставляемую морем российскую нефть, в т.ч. запреты:
  • на доступ в порты ЕС и шлюзы для судов, осуществляющих перевалку по схеме борт-в-борт (Ship to Ship, STS) и подозреваемых в нарушении запрета эмбарго ЕС или ценового потолка,
  • на заход в порты ЕС для судов, если судно не уведомляет компетентный орган не менее чем за 48 часов до перевалки, происходящей в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) или в пределах 12 морских миль от исходной линии побережья страны ЕС,
  • на доступ в порты ЕС для судов, которые манипулируют своей автоматической идентификационной системой (AIS) или отключают ее при транспортировке российской нефти и нефтепродуктов, на которые распространяются эмбарго или потолки цен.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram