Об этом сообщил заместитель гендиректора компании по связям с правительством Казахстана К. Кабылдин.
Тезисы К. Кабылдина:
Объемы транспортировки
- в 2023 г. КТК готов в полной мере удовлетворить все заявки наших грузоотправителей;
- мы прогнозируем, что объемы транспортировки по трубопроводной системе составят около 66 млн т нефти.
- КТК после завершения основных работ, влияющих на увеличение пропускной способности, готов к приему повышенных заявок грузоотправителей;
- однако пока роста заявок свыше 67 млн т/год нефти не наблюдает;
Увеличение пропускной способности
- проект расширения мощностей трубопроводной системы КТК, завершенный в 2017 г., и продолжающаяся сейчас программа устранения узких мест к настоящему моменту позволяют транспортировать:
- с казахстанской территории порядка 72,5 млн т/год нефти;
- до 83 млн т/год нефти через РФ;
- это уже дало консорциуму существенный профицит мощностей, позволяющий удовлетворять все заявки грузоотправителей;
- пока мы не планируем дальнейшее увеличение пропускной способности нефтепровода Тенгиз - Новороссийск;
- инвестиции в программу устранения узких мест трубопроводной системы КТК составляют порядка 600 млн долл. США.
Модернизация
- капвложения КТК в 2023 г. вырастут в 1,9 раза, до 88,1 млн долл. США по сравнению с 46,6 млн в 2022 г.;
- в настоящее время на морском терминале под Новороссийском КТК строит 3 новые системы измерения количества и качественных показателей нефти, которые позволят осуществлять отгрузку 3х танкеров на терминале одновременно;
- в апреле 2023 г. все 3 системы будут заполнены нефтью и компания приступит к итоговым испытаниям и их необходимой регистрации.
Тарифы
- что касается тарифа на перекачку нефти, то он утвержден всеми участниками консорциума, является оптимальным;
- по нашим данным, акционеры его пересматривать не планируют.
Это основной маршрут для экспорта казахстанской нефти, т.к. он обеспечивает кратчайший путь и наиболее выгодные экономические условия для нефтяного экспорта с крупных месторождений КР - Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.
Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1,511 тыс. км.
Мощность трубопровода составляет 67 млн т/год нефти.
Морской терминал оснащен выносными причальными устройствами (ВПУ), позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в т.ч. при неблагоприятных метеоусловиях.
22 августа 2022 г. КТК вывел из эксплуатации 2 из 3х ВПУ из-за неполадок, из-за чего до ноября КТК не мог работать на полной мощности.
Акционерами КТК являются:
- РФ (представленная Росимуществом - 24% и КТК компани - 7%) - 31%;
- Казахстан (представленная Казмунайгазом - 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) - 20,75%;
- Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%,
- Lukarco B. V. - 12,5%,
- Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%,
- Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%,
- BG Overseas Holding Limited - 2%,
- Eni International N. A. N. V. - 2%,
- Oryx Caspian Pipeline LLC - 1%.