USD 92.5058

-0.79

EUR 98.9118

-0.65

Brent 87.66

-0.38

Природный газ 1.96

-0.01

5 мин
...

Ледовый навигатор и Бухта Север. На совещании у М. Мишустина обсуждалось развитие СМП

Правительство РФ продолжает оперировать целевым показателем грузопотока по СМП в 80 млн т/год к 2024 г. Хотя ключевые для СМП проекты остаются в графике, но просевший транзит сильно портит картину.

Ледовый навигатор и Бухта Север. На совещании у М. Мишустина обсуждалось развитие СМП

Москва, 16 янв - ИА Neftegaz.RU. Премьер-министр РФ М. Мишустин 16 января 2022 г. провел оперативное совещание с вице-премьерами, где обсуждались итоги 2022 г. для российского ТЭК и ряд важных проектов, связанных с развитием Северного морского пути (СМП).
Об этом сообщается на сайте правительства РФ.

В частности, на совещании речь шла о создании цифровой экосистемы СМП, а также о строительстве порта Бухта Север в устье Енисея для реализуемого Роснефтью проекта Восток Ойл.
М. Мишустин отметил, что правительство РФ продолжит комплексное развитие СМП, который для России в условиях внешний ограничений становится важнейшим транспортным коридором, хотя бы потому что полностью проходит вдоль российских берегов.
Это важно как с точки зрения реализации крупных арктических проектов России и обеспечения стабильного северного завоза, так и для более полного раскрытия экспортного потенциала, выстраивания эффективных логистических маршрутов, в т.ч. в Юго-Восточную Азию.
По поручению президента РФ В. Путина, правительство приняло дополнительные решения для обеспечения круглогодичной навигации в Арктике.
М. Мишустин отметил, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в Арктической зоне, улучшат транспортную доступность и снабжение ее жителей необходимой продукцией и в целом ускорят развитие региона.

СМП в цифре

В частности, правительство РФ утвердило правила предоставления субсидии на разработку и запуск цифровой экосистемы СМП.
Цифровая экосистема СМП состоит из:
  • единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории СМП (расширенный функционал для повышения информационного обеспечения безопасности судоходства в акватории СМП),
  • бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов (БИК), установленных на судах, осуществляющих плавание в акватории СМП,
  • комплексов оперативного мониторинга ледовой обстановки на базе летательных аппаратов, осуществляющих мониторинг акватории СМП с использованием радиолокационных, оптоэлектронных средств и др. технических средств ледовой разведки,
  • информационного фонда данных о состоянии акватории СМП для обеспечения функционирования цифровых платформ маршрута.
Создаваемый «ледовый навигатор» позволит с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана.
Данные с БИК позволят повысить точность оценки метеорологической и навигационной обстановки.
Сформированный массив информации о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов передается в Единую платформу цифровых сервисов СМП, где с ним могут работать зарегистрированные пользователи - грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики.
На базе созданной информационной платформы будут оказываться логистические услуги судоходным компаниям, использующим СМП, в т.ч. по оформлению разрешений на проход судов, мониторингу, диспетчеризации, управлению работой флота.

Создание цифровой экосистемы осуществляется в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути».
В 2023-2024 гг. на ее создание из федерального бюджета будет выделена субсидия в размере 3,8 млрд руб.
Создание системы планируется завершить к середине 2025 г.

Ядром экосистемы станет Единая платформа цифровых сервисов на СМП (ЕПЦС СМП), работать над которой Росатом начал еще в 2020 г.
Певекский кризис ноября 2022 г., когда во льдах на СМП было заблокировано более 20 гражданских судов, показал важность качественной и достоверной оценки ледовой ситуации для безопасного судоходства по СМП.
В 2021 г. была создана концепция единой платформы, которая была проработана со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и крупнейшими компаниями, осуществляющими свою деятельность в Арктике.
В феврале 2022 г. Атомфлот, дочка Росатома, заключила договор на создание ЕПЦС СМП с ИТ-интегратором Росатома - компанией Гринатом.
После введения западных санкций, затрагивающих судоходство, развитие цифровых сервисов для СМП должно быть обеспечено собственными силами РФ.

Бухта Север

Кроме того, правительство РФ одобрило параметры бюджетной поддержки строительства нефтяного терминала Порт Бухта Север.
За счет федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, а также установлены средства навигации и объекты системы обеспечения безопасности мореплавания.
В ближайшие 2 года на развитие проекта из бюджета будет направлено более 3,5 млрд руб., в т.ч. более 2 млрд руб. в 2023 г. и более 1,6 млрд руб. в 2024 г.
Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с суммой полезного груза свыше 120 тыс. т.

Порт Бухта Север будет обслуживать Пайяхскую группу месторождений, одного из ключевых активов проекта Восток Ойл.
Строящийся порт станет крупнейшим в России нефтеналивным терминалом с парком для приема и хранения нефти.
Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 г.

В сообщении правительства РФ отмечается, что появление Бухты Север позволит к 2024 г. увеличить суммарный объем грузоперевозок по СМП до 80 млн т/год.
Этот уровень зафиксирован в ряде стратегических документов правительства, в т.ч. в федеральном проекте по развитию СМП, а также в майском указе президента В. Путина 2018 г.
Однако ситуация, сложившаяся в 2022 г., как минимум отсрочила превращение СМП в транзитную международную магистраль, что отразилось на показателях грузооборота уже в 2022 г.
По предварительным данным Росатома, по итогам 2022 г. перевозка по СМП приблизится к 34 млн т., что выше плана, но меньше, чем в 2021 г. из-за резкого сокращения международного транзита, эта тенденция может сохраниться и в 2023 г.

Тем не менее, правительство РФ продолжает оперировать целевым показателем грузопотока по СМП в 80 млн т/год к 2024 г.
В апреле 2022 г. на совещании по развитию Арктики у В. Путина члены правительства опирались именно на этот показатель, даже несмотря на то, что ситуация вокруг проектов Арктик СПГ-2 НОВАТЭКа и Восток Ойл Роснефти сильно осложнилась.
В июле 2022 г. на совещании по ситуации в ТЭК В. Путин призывал членов правительства не относится поверхностно к имеющимся рискам, не уточняя при этом о каких именно вопросах идет речь.

На данный момент ключевые проекты для развития СМП - Арктик СПГ-2 и Восток Ойл - идут в графике.
Запуск 1й из 3 линий Арктик СПГ-2 мощностью 6,6 млн т/год ожидается в декабре 2023 г., но возможны задержки со сдачей танкеров-газовозов проекта.
Проект Восток Ойл также реализуется планово, запуск нефтяного порта Бухта Север планируется в 2024 г. на мощности 30 млн т/год (с ростом до 50 млн т/год к 2027 г. и 100 млн т/год в 2030 г.).
Однако на фоне снижения объема транзитных потоков даже своевременная реализация проектов Арктик СПГ-2, Восток Ойл, а также освоение Сырадасайского месторождения на п-ве Таймыр (если проект останется в графике) вряд ли обеспечит выход на 80 млн т/год грузопотока по СМП в 2024 г.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram