Отмечается, что в августе в ходе планового техобслуживания водолазные группы обнаружили трещины в узлах крепления подводных рукавов к танкам плавучести.
На танке плавучести ВПУ-1 выявлена трещина в соединительной пластине с частью трубной обвязки подводных шлангов, на танке плавучести ВПУ-2 - трещина в аналогичной соединительной пластине, а также смещение шарнирного соединения в месте образования трещины.
Тезисы компании:
- Акционеры компании были уведомлены о сложившейся ситуации 5 и 17 августа 2022 г. по дефектам на танках плавучести 1 и 2 соответственно.
- Погрузочные операции на Морском терминале КТК временно производятся только через ВПУ-3.
- Использование одного ВПУ в настоящее время позволит выполнить заявки грузоотправителей в сниженных объемах.
- КТК незамедлительно обратился к производителю ВПУ - компании IMODCO - и в контролирующее безопасную эксплуатацию устройств классификационное общество ABS, и эти организации настоятельно рекомендовали приостановить эксплуатацию ВПУ до замены танков плавучести.
- Консорциум разработал соответствующее техническое задание и намерен заменить танки из имеющихся в резерве, выполняется предквалификационный отбор организаций.
- Вышеуказанные повреждения не повлекли инцидента или аварии, связанной с разливом нефти; угрозы населению и окружающей среде не имеется.
- Компанией проведены мероприятия по исключению указанных рисков на данном оборудовании.
В составе объектов морского терминала Каспийского Трубопроводного Консорциума с 2002 г. находятся в эксплуатации 2 выносных причальных устройства ВПУ-1 и ВПУ-2, а с 2013 г. ВПУ-3.
Транспортировка казахстанской нефти по этому маршруты неоднократно сталкивалась с проблемами в этом году.
- 21 марта 2022 г. в КТК сообщали, что после завершения периода неблагоприятных погодных условий компания провела обследование комплекса оборудования выносных причальных устройств. По итогам обследования было выявлено повреждение в виде смещения силового каркаса одного из плавучих шлангов ВПУ-3. После этого КТК принял решение временно вывести из эксплуатации это ВПУ для проведения промывки и ремонта.
- 22 марта 2022 г. компания дополнительно информировала, что вынуждена приостановить работу еще одного выносного причального устройства (ВПУ-2) из-за обнаружения критических повреждений.
- 15 июня КТК приостановил работу 2 из 3 ВПУ из-за планового обследования акватории. Изначально планировалось завершить работы по разминированию до 25 июня. Однако в связи с погодными условиями работы были продлены до 5 июля текущего года.
- 5 июля новороссийский суд назначил КТК наказание в виде административного приостановления деятельности на 30 суток за нарушения плана ликвидации разливов нефти. При этом, агентство Reuters со ссылкой на источники сообщило, что на утро 6 июля поставки сырой нефти по трубопроводу КТК продолжались в обычном режиме.
- 6 июля КТК подал в суд ходатайство о приостановке решения об остановке производства компании на 30 дней, поскольку немедленное приостановление деятельности может повлечь необратимые последствия для производства.
- 11 июля краснодарский Краевой суд изменил решение о приостановке работы КТК на штраф в 200 тыс. руб.
- В конце июля неблагоприятные погодные условия повлекли падение 7 опор воздушных линий электропередачи, что стало причиной отключения от энергоснабжения 2 станций прокачки КТК: Курмангазы и НПС Исатай (обе расположены в казахстанском городе Атырау). О возвращении к штатному режиму работы компания сообщила 30 июля.
- 3 августа КТК существенно снизил объемы перекачки нефти в связи с остановкой добычи на месторождении Кашаган и ремонтом на Тенгизском месторождении (Казахстан).
Спустя неделю 10 августа оператор сообщил о постепенном возобновлении производства.
Мощность трубопровода - 67 млн т/год нефти.
Нефтепровод КТК обеспечивает кратчайший путь и наиболее выгодные экономические условия для экспорта нефти с крупных казахстанских месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган.
В 2021 г. по нему транспортировано 53,1 млн т казахстанской нефти, за январь - апрель текущего года - 18,7 млн т.