USD 92.1314

-0.37

EUR 98.7079

-0.2

Brent 89.34

+0.09

Природный газ 1.99

+0.02

3 мин
...

Росатом добился монополии на СМП

Вместо инфраструктурного оператора магистрали, корпорация будет полностью контролировать морскую магистраль

Росатом добился монополии на СМП

Источник: Атомфлот

Москва, 25 мая - ИА Neftegaz.RU. Президент России В. Путин поручил правительству до 15 июля разработать законопроект о передаче контроля над Северным морским путем корпорации Росатом, а также дал ряд поручений по развитию Крайнего Севера и Северного морского пути (СМП).
Это следует из документа, размещенного на официальном портале правовой информации.

Правительству поручено:
  • До 1 августа подготовить план развития Северного морского пути до 2035 г.
  • Предусмотреть меры обеспечения жителей Арктики объектами социальной инфраструктуры до 1 декабря.
  • Завершить работы по строительству ледостойкой самодвижущейся платформы Северный полюс до 1 июля.
  • Определить сроки и объем поставок судов ледокольного флота для Северного морского пути.
  • Определить единого оператора для завоза продукции в районах Крайнего Севера.
  • Представить предложения по субсидированию кредитов, привлекаемых для северного завоза.
  • Начать строительство судов аварийно-спасательного флота не позднее 2025 г.
Ранее полномочия по контролю на Северным морским путем распределялись между Росатомом, который с 2018 г. исполнял функцию инфраструктурного оператора, и Минтрансом, который выдал разрешения на плавание.
Предполагалось, что госкорпорация заберет ряд функций от Минтранса и будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику СМП.
Но Минтранс выступил против сокращения своих полномочий, и между госструктурами какое-то время шла борьба за управление СМП.

По мнению аналитиков, опрошенных Ъ, проблема возникла не столько из-за отсутствия единого центра управления СМП, сколько из-за системного сбоя в логистике на арктических акваториях.
Напомним, ряд проблем выявил Певекский кризис в 2021:
  • Целый караван судов буквально вмерз в лед вв ноябре 2021 г. из-за неготовности к арктическим условиям, судам пришлось дрейфовать в ожидании ледоколов в течении нескольких недель.
  • Ошибки в планировании северного завоза привели к срывам поставок продуктов первой необходимости в удаленные регионы Дальнего Востока.
Амбиции Росатома по СМП-монополии понятны:
  • Согласно майскому указу 2021 Г. президента России В. Путина, грузопоток по Северному морскому пути (СМП) к 2024 г. должен вырасти более чем в 2 раза, до 80 млн т/год.
  • СМП к 2035 г. станет международным и национальным морским транспортным коридором, который будет конкурировать с южным маршрутом через Суэцкий канал.
  • Директор дирекции СМП В. Рукша пророчил магистрали до 10% трафика с Суэцкого канала.
  • ТАСС сообщал, что на развитие СМП до 2024 г. планируется выделить 268 млрд руб. из федерального бюджета.
  • В инвестициях также заинтересованы иностранные инвесторы из Индии, ОАЭ, Китая.
По данным Росатома, транзит через СМП из Европы в Азию экономит до 19 дней пути.
Стоит отметить, что о сокращенных сроках говорить можно только в период летней навигации.
При толщине льдов до 2 м, с проводкой 2 ледоколов суда идут по СМП со скоростью 2-3 узла, и об экономии времени говорить не приходится.
Наглядный пример - доставка моделей для проекта Арктик СПГ 2:
  • 2 полупогружных судна вышли из китайских портов с разницей в 1-2 дня;
  • судно AUDAX доставляло модули по Северному морскому пути, маршрут занял 51 сутки;
  • грузовоз XIANG HE KOU одновременно пошел с подобным грузом через Суэцкий канал, маршрут занял 53 суток.
Предполагалось, что увеличение грузооборота в первую очередь будет за счет нефтегазовых арктических проектов, например, Арктик СПГ 2, Восток Ойл.
Однако, антироссийские санкции, очевидно, внесут коррективы в темпы развития этих проектов.
Хотя, спецпредставитель Росатома по вопросам развития Арктики В. Панов напротив выставил ситуацию в выгодном свете.
Мол, санкции могут привести к увеличению спроса на ледокольную проводку по восточной части СМП, тк растет спорт на энергоресурсы со стороны азиатских покупателей.

Согласно сервисам отслеживания судов:
  • ледокольные проводки в восточной части СМП практически не осуществляются,
  • танкеры-газовозы из порта Сабетта уходят в западном направлении.
Согласно карте ледовой обстановке из открытых источников, концентрация льда в Восточно-Сибирском море довольна высокая (до 100%).

Пока судьба СМП не решена до конца, информация о ледовой обстановке на официальном сайте nsra.ru дается с запозданием 2 недели, доступной информации о движение судов в акватории вовсе нет.
Остается надеется, что централизованное управление магистралью будет эффективнее, а Единая платформа цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП) сможет оперативно давать информацию.
Согласно тендерной документации, работы по созданию ЕПЦС СМП должны быть завершены в феврале 2024 г.
При этом протопит будущей ЕПЦС должен быть готов уже в октябре 2022 г.



Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram