Москва, 28 мар - ИА Neftegaz.RU. Блокировка Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом может стать причиной изменения отношения перевозчиков и грузовладельцев к возможностям Северного морского пути (СМП).
Такое заявление сделал гендиректор компании Русатом карго (входит в Росатом) А. Неклюдов.
В. Путин майским указом 2018 г. заложил целевой показатель грузооборота по СМП в 80 млн т/год к 2024 г.
Росатомом имеет статус единого инфраструктурного оператора СМП с конца 2018 г.
В январе 2020 г. премьер-министр Д. Медведев подписал постановление о выделении из госбюджета 127,577 млрд руб. (вместо Роснефти) на строительство атомного ледокола «Лидер».
Тезисы А. Неклюдова:
- в компании убеждены - ситуация поменяет мировую логистику и отношение перевозчиков и грузовладельцев к потенциальным возможностям СМП как альтернативе Суэцкому каналу;
- спрос на СМП изменится, когда безопасность, регулярность и экономическая эффективность прохождения по СМП подтвердится;
- Россия планирует увеличить грузопоток по СМП до 80 млн т/год к 2024 г., и рост спроса на перевозку грузов по СМП может быть зафиксирован в скором времени.
Инцидент с контейнеровозом Ever Given в Суэцком канале
Прохождение Суэцкого канала - сложная операция.
И дорогая, больше 1 млн долл США/проход.
Стоимость прохода зависит от осадки, тоннажа, высоты груза и составляет около 10 долл США/т расчетного груза (Suez Gross Tonnage).
Поэтому небольших судов в канале все меньше.
В связи с ростом водоизмещения проходящих судов риски инцидента потихоньку возрастали.
В момент инцидента была отвратительная погода:
- пылевая буря, из-за чего видимость было почти 0й, около 1/4 кабельтова;
- шквалистые порывы ветра, изменившие управляемость контейнеровоза с гигантской парусностью.
Когда-то это должно было случиться.
23 март 2021 г. Один из крупнейших в мире контейнеровоз Ever Given сел на мель и заблокировал Суэцкий канал.
У входа в канал скопились нефтеналивные танкеры с нефтью на сумму около 400 млн долл. США.
Снять такое судно с мели в ограниченной акватории - это сверхсложная инженерная задача.
Возможно, это удастся сделать 28-29 марта 2021 г., когда прилив достигнет пика и уровень воды в канале поднимется почти на 50 см, что обеспечит большую маневренность.
Очевидно, что придется использовать комплекс мер:
- разгрузку судна для его облегчения;
- локальное углубление канала для облегчения сдвигания судна;
- специальные буксиры и тд.
Но у СМП обозначились свои риски:
- технологический: Айонский ледовый массив - чрезвычайно сложный участок Восточно- Сибирского моря ледовитостью и погодными условиями;
- экологический: крупные западные компании отказываются доставлять грузы по СМП из-за опасений нарушить хрупкую экосистему Арктики;
- политический: западные страны бойкотируют СМП из-за опасений попасть в зависимость от властей РФ.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина