Мурманск, 22 окт - ИА Neftegaz.RU.Министр энергетики А. Новак принял участие в совещании о развитии Северного морского пути (СМП) под руководством премьер-министра Михаила Мишустина, которое прошло в рамках визита в г. Мурманск, где состоялась торжественная церемония приемки атомного ледокола Арктика.
Об этом сообщило Минэнерго.
Тезисы М. Мишустина:
- доставка грузов по СМП ведется круглогодично, несмотря на весьма сложные метеоусловия;
- несмотря на ограничения в мировой торговле, за 9 месяцев 2020 г. этот объем составил 24,5 млн т;
- для стимулирования дальнейшего роста перевозок экспортных российских грузов принято решение снизить до 0 ставку по налогу на добавленную стоимость на морскую перевалку и на соответствующее ледокольное сопровождение. Общий объем государственных инвестиций превышает 110 млрд руб.
- СМП уже на сегодня выполняет важную роль крупной транспортной артерии для России, по нему идет поставка не только сжиженного природного газа (СПГ), но и нефти, а также многих других товаров;
- в будущем именно СМП станет ключевым транспортным маршрутом, соединяющим российские энергетические проекты в Арктике с рынками Европы и Азии. По этому маршруту пойдут на экспорт значительные объемы продукции ТЭК, важную роль здесь продолжит выполнять СПГ;
- по итогам 2019 г. Россия произвела более 40 млрд м3 газа в виде СПГ, увеличив выпуск на 49% к 2018 г. Наш потенциал его производства колоссален - уже к 2025 г. общая мощность отечественных проектов составит более 68 млн т/год, в перспективе доля России на мировом рынке СПГ имеет возможность достигнуть 1/4 от общемировой. Это станет возможно за счет выгодного географического положения, использования кратчайшего маршрута доставки - СМП - и мощной последовательно развивающейся инфраструктурой экспорта.
Головной универсальный атомный ледокол Арктика проекта 22220 с декабря 2020 г. начнет обеспечивать проводку судов с углеводородами с месторождений п-ва Ямал и п-ва Гыдан, а также с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Развитие парка ледоколов позволит в полной мере раскрыть потенциал СМП.
С достижением целевого показателя, заложенного в майском указе президента РФ В. Путина в 2019 г., по увеличению грузопотока по СМП не все гладко.
В сентябре 2020 г. Росатом, единый инфраструктурный оператор СМП, предложил Минтрансу снизить цель по грузопотоку проекта к 2024 г. с 80 млн т/год до 60 млн т/год.
Планы по загрузке СМП к 2024 г. пришлось менять в основном из-за изменений в 3х крупных проектах, которые должны были обеспечить объемы перевозки - Восток Ойл, Востокуголь и СПГ проекты НОВАТЭка.
В ходе поездки в г. Мурманск А. Новак также посетил строительную площадку Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений НОВАТЭКа в с Белокаменка
Автор: Д. Савосин