Торжественная церемония с подписанием акта приемки и поднятием на судне российского флага прошла 21 октября 2020 г. в г. Мурманск в присутствии премьер-министра РФ М. Мишустина.
Акт приема-передачи подписали гендиректоры Росатомфлота М. Кашка и Балтийского завода А. Кадилов.
Тезисы от М. Мишустина:
- наша страна - бесспорный лидер в освоении северных территорий,
- мы гордимся тем, что Россия единственная в мире смогла создать атомный ледокольный флот, и сейчас в его состав мы принимаем еще один универсальный атомный ледокол,
- у ледокола инновационное оборудование и мощный двигатель, что позволяет использовать его во льдах, на глубоководных и мелководных трассах на воде,
- строительство этого судна потребовало больших усилий и слаженной работы, тем более что 1й этап совпал с введением антироссийских санкций,
- несмотря на это, ледокол построен и, что очень важно, на российских верфях,
- развитие российского парка ледоколов усилит интерес международного бизнеса к транзитному коридору между Европой и Азией и, конечно, обеспечит первенство России в Арктике, стратегически важном для нас регионе.
Атомный ледокол Арктика - головной ледокол проекта 22220.
Ледоколы проекта 22220 будут работать в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также в устье р. Енисей и Обской губе, обеспечивая проводку по Северному морскому пути (СМП) судов с углеводородным сырьем с месторождений п-вов Ямал, Гыдан и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Работать как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в т.ч. на мелководных участках р. Енисей и Обской губы позволяет двухосадочная конструкция судна.
Это делает судно универсальным и увеличивает географию его эксплуатации.
Ледоколы проекта 22220 оснащаются 2-реакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200.
Характеристики атомных ледоколов проекта 22220:
- длина - 173,3 м (160 м по конструктивной ватерлинии, КВЛ), ширина - 34 м (33 м по КВЛ),
- высота борта на миделе до ВП - 15,2 м,
- осадка - 10,5 м/8,65 м,
- водоизмещение - 33,54 тыс т,
- мощность - 60 МВт (на валах),
- максимальная ледопроходимость - 2,9 м,
- скорость хода - 22 узла (по чистой воде),
- расчетный срок службы - 40 лет,
- экипаж - 53 человека.
Ледокол был заложен на Балтийском заводе, входящем в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) 5 ноября 2013 г. и спущен на воду 16 июня 2016 г. для достройки.
1й этап ходовых испытаний был успешно завершен в декабре 2019 г., а в сентябре 2020 г. - заключительный этап ходовых испытаний.
От достроечной набережной Балтийского завода в г. Санкт-Петербург ледокол вышел 22 сентября 2020 г. в направлении порта приписки Мурманск.
3 октября в 18:00 мск в ходе проверки систем и оборудования в ледовых условиях судно достигло географической точки Северного полюса.
12 октября 2020 г. ледокол Арктика прибыл в Мурманск и ошвартовался у причалов базы Росатомфлота.
Использование ледокола Арктика в акватории СМП начнется уже с декабря 2020 г.
Согласно постановлению правительства РФ №1695 от 16 октября 2020 г., ледокол Арктика будет введен в эксплуатацию с мощностью на гребных валах до 50 МВт, что позволит начать использовать ледокол уже с декабря 2020 г.
В 2021 г. на судно установят новый гребной электродвигатель правого борта, что повысит мощность судна до проектных 60 МВт.
Напомним, что в феврале 2020 г. во время пуско-наладочных работ на ледоколе произошел отказ обмотки носового статора правого гребного электродвигателя, в результате чего мощность ледокола снижена на 8 МВт, до 52 МВт.
По решению межведомственной комиссии, механизм будет заменен, но в течение 1 года Арктика проработает на сниженной мощности.
В ближайшие годы в строй войдут еще 2 атомных ледокола проекта 22220.
В целом проект 22220, помимо Арктики, будет включать 4 ледокола: Сибирь, Урал, Якутия и Чукотка, которые планируется ввести в эксплуатацию в 2021, 2022, 2024 и 2026 гг. соответственно.
Сибирь и Урал уже достраиваются на Балтийском заводе, Якутия заложена в мае 2020 г., закладка Чукотки планируется в 2021 г.
Помимо атомных ледоколов проекта 22220, в 2028 г. планируется ввод в эксплуатацию головного ледокола проекта 10510 Лидер.
Мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит ему преодолевать льды толщиной более 4 м.
Резка металла для строительства головного ледокола проекта Лидер, который получит имя Россия, состоялась в июле 2020 г. на ССК Звезда.
Всего планируется построить 3 атомных ледокола проекта Лидер, Россия должна быть введена в эксплуатацию в 2028 г., 2й и 3й ледоколы проекта - в 2031 и 2035 гг.
Использование новых ледоколов укрепит российское лидерство в Арктике, поможет дальнейшему освоению СМП в качестве важной транспортной артерии.
Прочитать статью in English.
Автор: А. Чижевский