Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.
Рейс Everest Energy
Хронология перехода Everest Energy в восточном секторе СМП:- 6 сентября 2024 г. судно приняло партию СПГ на 1й линии Арктик СПГ-2,
- танкер вышел из Обской губы и взял курс на восток,
- прохождение СМП завершил 14 сентября,
- к побережью п-ва Камчатка подошел 17 сентября,
- 18-19 сентября курсирует вдоль восточного побережья п-ва Камчатка, у Кроноцкого залива;
- вечером 19 сентября судно зашло в Авачинский залив, остановившись в его северной части.
Позиция самого Koryak FSU в сервисах отслеживания судов в последний раз фиксировалась 31 мая 2024 г. в бухте Бечевинская.
Koryak FSU и Saam FSU (Саам ПХГ)
- были построены для работы в составе морских перегрузочных комплексов (МПК) в Камчатском крае и Мурманской области;
- были задуманы как элементы оптимизации логистических схем проектов Ямал СПГ и Арктик СПГ-2, принимая СПГ, доставленные танкерами-газовозами ледового класса Arc7 с этих СПГ-заводов для дальнейшей перевалки на конвенциональные танкеры - газовозы.
Everest Energy и его перемещения
Исходя из данных сервисов отслеживания судов, прибытие Everest Energy на Камчатку стало 2м рейса судна с грузом с Арктик СПГ-2.На прибытие Everest Energy к берегам России Запад обратил внимание 22 августа 2024 г.
Судно остановилось в Баренцевом море к северо-востоку от Норвегии, но, исходя из его трека, можно было предположить, что Everest Energy готовится к вывозу СПГ с Арктик СПГ-2.
30 августа 2024 г. Everest Energy gCaptain увидел в Ура-губе в Мурманской области, куда в июне 2023 г. доставили Saam FSU.
После этого Everest Energy принял следующую партию СПГ и, пользуясь благоприятной ледовой обстановкой, ушел по СМП в восточном направлении.
По следам Everest Energy
Аналогичные перемещения демонстрирует еще 1 танкер-газовоз - Asya Energy, похоже, перевозящий 5 партию СПГ с Арктик СПГ 2.Перемещения танкера Asya Energy:
- 10 августа, по данным Bloomberg, забрал партию СПГ с Арктик СПГ-2,
- 6 сентября - обнаружился в Ура-губе,
- 15 сентября - загрузился на Арктик СПГ-2 и ушел по СМП в восточном направлении по маршруту Everest Energy,
- на данный момент проходит море Лаптевых, впереди Айонский ледовый массив.
Ледовая обстановка
По данным Главсевморпути, практически на всей территории восточного сектора СМП поверхность моря свободна ото льда.
Небольшие ледовые поля встречаются в северо-западной части моря Лаптевых, восточной части Восточно-Сибирского моря и западной части Чукотского моря.
На проводке судов в сложном Айонском ледовом массиве успешно работает 2й серийный универсальный атомный ледокол (УАЛ) проекта 22220 Урал.
Имея такие УАЛы Россия может не бояться санкций.
А они, как известно, есть
В конце августа 2024 г. даже Республика Палау временно приостановила использование своего флага 3 танкерами - газовозами Pioneer, Asya Energy и Everest Energy.Международный судовой реестр Палау отменил регистрацию этих танкеров в ожидании расследования их практики деактивации или подмены сигналов AIS во время работы с находящимся под санкциями Запада проектом Арктик СПГ 2 в составе теневому флоту газовозов.
Законность санкций Запада - это большой вопрос международного права.
Да и нейтральность Республики Палау, островного государство в Западной части Тихого океана, не вызывает иллюзий.
Любопытно другое.
Из-за отсутствия регистрации, эти танкеры - газовозу, формально, могут не соответствовать Полярному кодексу IMO (Международной морской организации).
Эти танкеры не имеют разрешения на движение по СМП - обязательное по правилам навигации РФ.
Получить разрешение от Администрации СМП, формально, можно только при соответствии Полярному кодексу.
Впрочем, очевидно, что на этих танкерах соблюдаются все требования безопасности движения, наличия специального оборудования и подготовленного персонала, а отсутствие разрешения - дань необходимости обхода нелегитимных санкций.
И ответственность за это лежит на странах Запада.
В сентябре 2024 г. из - за санкций, вероятно, Росатом допустил снижение объема грузопотока по СМП по сравнению с утвержденным правительством РФ в 2022 г. планом развития СМП.
Но рекорд транзитных перевозок, вероятно, в 2024 г. все-таки будет.
И поможет Китай, поскольку в арктических грузопотоках доминирует российско-китайское сообщение.
Уже сейчас по СМП уже перевезено около 1,3 млн т транзитных грузов, в 1 очередь российской нефти, направленной в Китай в обход неспокойного маршрута в Красном море.
Среди 30 транзитных рейсов есть несколько первых, включая судно - контейнеровоз типоразмера Panamax и танкер - газовоз общего назначения (конвенциональный, не ледового класса) .
Арктик СПГ-2 и санкционные игры
СПГ-завод Арктик СПГ-2 реализуется на п-ве Гыдан на базе Утреннего месторождения.Проект должен включать в себя 3 технологические линии (train) общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата, размещенных в акватории Обской губы на основаниях гравитационного типа (ОГТ):
- 1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г., но отгрузки СПГ долгое время оставались заблокированными из-за отсутствия танкеров-газовозов и введенных в ноябре 2023 г. санкций США,
- 2я линия была доставлена к месту установки 16 августа 2024 г.,
- 3я линия проекта под вопросом - ранее сообщалось, что она будет отменена, но затем стало известно, что возможен сдвиг ее запуска но 2028 г. (ранее запуск линии ожидался в 2026 г.).
В ответ США ввели масштабный пакет санкций против судов, подозреваемых в вывозе СПГ с проекта Арктик СПГ-2.
В дополнение к санкциям против оператора проекта компании Арктик СПГ 2, а также FSU Саам ПХГ и Коряк ПХГ, санкции были введены против:
- танкеров-газовозов Pioneer, Asya Energy и Everest Energy, которые подозреваются в манипулировании AIS и вывозе СПГ с Арктик СПГ-2 (а также связанные с ними компании - Zara Shipholding из ОАЭ, которая является зарегистрированным владельцем Pioneer и индийская Ocean Speedstar Solutions, управляющая Pioneer, Asya Energy и Everest Energy),
- танкеров-газовозов North Way, North Air, North Mountain, North Sky (а также White Fox Ship Management из ОАЭ, управляющая этими 4 судами, что США мотивирует тем, что изначально эти суда предназначались для использования в проекте Арктик СПГ-2, хотя переваливали СПГ с Ямал СПГ),
- Mulan и New Energy (New Energy подозревается в приеме СПГ с подсанкционного танкера Pioneer, а также его владельца Gotik Energy Shipping и оператора Plio Energy Cargo Shipping, а Mulan попал под санкции из-за его связи с Plio Energy).
- 7 танкеров-газовозов Arc7, строящиеся на ССК Звезда, в т.ч. 3 уже практически достроенных судна Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте и 4 строящихся танкера с номерами корпусов 044 (будущий Константин Посьет) и 045 (будущий Виктор Черномырдин), 046, 047 (связывается с ССК Звезда, имена не анонсировались).
НОВАТЭК особо подчеркнул, что вся деятельность проекта Арктик СПГ 2, включая операционную и коммерческую, находится исключительно под управлением руководства оператора проекта.
После введения санкций, танкеры-газовозы под них попавшие, перестали скрываться, заходы к 1й линии Арктик СПГ-2 сервисами отслеживания судов Everest Energy и Asya Energy отображаются.
Вывоз СПГ идет в западном и восточном направлении, пока это позволяет ледовая обстановка.
Как будет организована транспортировка после завершения навигации в восточной части СМП пока непонятно.
Ранее сообщалось, что Арктик СПГ-2 может получить танкеры-газовозы, которые ранее были спущены на воду на ССК Звезда и сейчас достраиваются.
Сдача 1го и 2го танкера предварительно ожидается в конце 2024 и начале 2025 гг. соответственно, но по оснащению следующих судов, в т.ч. криогенным оборудованием, есть проблемы.