Об этом Газпромнефть-Ямал сообщил 31 июля 2020 г.
Юбилейный рейс к СМЛОТ Ворота Арктики совершил танкер Штурман Кошелев, 30 июля 2020 г. принявший партию нефти сорта Novy Port объемом 38,5 тыс. т.
Порт приписки: Санкт-Петербург, флаг - РФ.
Дедвейт - 41457 т.
Нефть сорта Novy Port - легкая, малосернистая, практически безводная и имеет мало примесей.
При 20оС содержание серы составляет около 0,1%, плотность - 850,0 кг/м3.
Это ценное сырье для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), поскольку, чем меньше плотность нефти, тем легче процесс ее переработки и выше качество получаемых нефтепродуктов.
С начала реализации проекта по освоению Новопортовского НГКМ по Северному морскому пути (СМП) потребителям уже доставлено более 28 млн т нефти.
С 2020 г., помимо стран Западной Европы, нефть сорта Novy Port поставляется в Китай.
Объем 1й партии сырья составил 144 тыс. т, путь до порта Яньтай занял около 47 суток.
СМЛОТ Ворота Арктики
- веден в эксплуатацию в 2016 г., обеспечив круглогодичную отгрузку нефти сорта Novy Port с Новопортовского НГКМ.
- единственный в мире терминал, расположенный в пресных водах за Полярным кругом, в сложных ледовых условиях Обской губы.
- нефть Новопортовского НГКМ направляется на подготовку на центральный пункт сбора (ЦПС);
- после подготовки направляется по нефтепроводу протяженностью 102 км на приемо-сдаточный пункт (ПСП) в районе Мыса Каменный;
- на нефтеналивные танкеры ледового класса Arc7 через СМЛОТ Ворота Арктики.
- насчитывает 7 танкеров проекта 42K Arctic Shuttle Tanker серии «Штурман», класса Arc7, специально спроектированных для работы в мелководной Обской губе,
- есть особенности обводов корпуса, и нет киля и других гасителей качки;
- на погрузку к СМЛОТ танкеры подходят носом, а не бортом;
- за счет конструкции кормы и наличия 2х винто-рулевых колонок (ВРК) кормой танкеры преодолевают лед толщиной до 1,8 метра, носом - 1,4 м.
- осадка - 9,5 м, но при этом дедвейт в 2 раза больше, чем у предшественников, - 42 тыс. т.
- способны самостоятельно, без сопровождения ледокола, преодолевать льды толщиной до 2 м, обеспечивая в круглогодичном режиме перевозку нефти по маршруту Мыс Каменный - Мурманск, где нефть переваливается на танкера-накопитель Умба, а затем направляется потребителям.
- СМЛОТ Ворота Арктики;
- рейдовый перевалочный комплекс в г. Мурманске;
- МЛСП Приразломная;
- танкерный флот усиленного ледового класса;
- ледоколы сопровождения.
Цифровые решения проекта Новый порт:
- Цифровой двойник Новопортовского НГКМ - проект запущен в Газпромнефть-Ямале в 2019 г. на базе Центра управления добычей (ЦУД) и Центра управления бурением (ЦУБ). Обеспечивает круглосуточный удаленный контроль, управление техпроцессами на промысле, сопровождает строительство и освоение скважин.
- ЦУД осуществляет контроль реализации добычных проектов при их переходе на этап «Эксплуатация». Цель - централизованное управление добычей и эффективное использование актива за счет создания кросс-функциональных команд и применения современных цифровых инструментов (интегрированное моделирование, интегрированное планирование, управление потенциалом).
- ЦУБ обеспечивает круглосуточное сопровождение бурения в период подготовки к запуску и в процессе эксплуатации месторождения.
- Система автоматического измерения операций (АИО) на скважинах, созданная в рамках комплексного проекта «Цифровое бурение», позволяет в реальном времени оценивать эффективность бурения.
- Цифровая подстанция (ПС) Север, оснащенная инновационным системам интеллектуального управления и диагностики, которая станет пилотным проектом нацпроекта Минэнерго РФ по разработке и внедрению цифровых подстанций на строящихся и реконструируемых объектах энергетики.
О внедрении инновационных технологий в российском ТЭК см. спецпроект «Цифровизация Российского ТЭК. Взгляд в будущее: Индустрия 4.0».
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина