USD 92.1314

-0.37

EUR 98.7079

-0.2

Brent 89.45

+0.2

Природный газ 1.91

-0.06

5 мин
...

Распечатали новую провинцию. Газпром нефть завершила создание логистической схемы отгрузки нефти с Новопортовского НГКМ

Нефтеналивные танкеры серии «Штурман» ледового класса Arc7, 2 челночных нефтеналивных танкера дизель-электрохода и цифровая система Капитан.

Новый порт, ЯНАО, 16 апр - ИА Neftegaz.RU. Завершено формирование логистической схемы круглогодичной отгрузки и транспортировки нефти с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ).
Об этом сообщила Газпром нефть.

Финальным этапом проекта, на реализацию которого понадобилось 4 года, стали постановка на дежурство в Обской губе 2го ледокола компании - «Андрей Вилькицкий» и начало работы первой в мире цифровой системы управления арктической логистикой Капитан.

Ключевой элемент уникальной транспортной системы - стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминала (СМЛОТ) беспричальной отгрузки нефти Ворота Арктики, установленный в акватории Обской губы.
Неподалеку есть СМЛОТ Варандей ЛУКОЙЛа, но СМЛОТ Ворота Арктики - единственный в мире нефтеналивной терминал, работающий в пресных водах и сложных ледовых условия.
Благодаря вводу в эксплуатацию нефтетерминала в 2016 г. удалось обеспечить круглогодичную отгрузку нефти сорта Новый порт (Novy Port) с Новопортовского НГКМ, открытого еще в начале 1960х гг.
На старте реализации проекта рассматривались 12 вариантов отправки нефти, включая отгрузку ж/д транспортом и по магистральному нефтепроводу (МНП).
Только на разработку концепции потребовалось 2 года.
Доставка углеводородов водным транспортом по Северному морскому пути (СМП) оказалась не только самым эффективным вариантом, позволившим приступить к освоению месторождения.
Это еще и стратегически верное решение Газпром нефти с учетом планов властей РФ по освоению СМП.
Для любознательных напомним, что в соответствии с майским (7 мая 2018 г. № 204) указом президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» грузовой поток по СМП должен составить 80 млн т/год ( в 2018 г. - порядка 18 млн т/год), а СМП стать «ключом к развитию Русской Арктики».
Минприроды РФ в марте 2019 г. подготовило Комплексный план по развитию, освоению и переработке минерально-сырьевой базы Арктической Зоны РФ (МСБ АЗРФ).

Особые условия Обской губы потребовали формирования собственных танкерного и ледокольного флотов компании, способных работать на мелководье.
Для доставки нефти до танкера-накопителя, установленного на рейде Кольского залива, по заказу Газпром нефти были построены 6 нефтеналивных танкеров серии «Штурман» ледового класса Arc7, которые могут самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,5 м.
В марте 2016 г. на воду был спущен 1й из 6 Штурманов - нефтеналивной танкер «Штурман Альбанов», а в мае 2016 г - 2й из серии танкер Штурман Малыгин.
Кроме того, в акватории Обской губы круглосуточно с января 2019 г. дежурят 2 мощных дизель-электрических ледокола нового поколения - «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий», которые в 2018 г. сошли со стапелей Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), входящего в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
Головной ледокол проекта IBSV01 «Александр Санников» был заложен 3 ноября 2015 г.
«Андрей Вилькицкий» - 2е судно серии - был заложен 14 декабря 2015 г
Современные ледоколы обеспечивают безопасный подход танкеров к нефтетерминалу и выполняют широкий перечень задач в тяжелых ледовых условиях: швартовные операции, буксировку, защиту Ворот Арктики от ударных воздействий льда.

На сегодняшний день «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» являются самыми мощными и технологичными дизель-электрическими ледоколами в мире.
Характеристики:
  • длина 121,7 м, ширина 26 м, осадка 8,0 м,
  • мощность 21,5 МВт,
  • водоизмещение 8699 т,
  • тип пропульсивной установки - дизель-электрическая мощностью 2*7500 кВт (корма) и 1*6500 кВт (бак);
  • 3 винто-рулевых колонки (ВРК) типа Azipod,
  • ледопроходимость на класс РС Icebreaker8.
Характеристики ледоколов позволяют им работать в сплошном льду толщиной 2 м и при температурах до -50оС.

Инвестиции в освоение Новопортовского НГКМ с начала реализации проекта составили более 300 млрд руб., за это время введено в эксплуатацию 11 объектов инфраструктуры, добыто более 15 млн т нефти.


Тезисы первого замгендиректора Газпром нефти В. Яковлева:
  • несколько десятилетий никто не мог подступиться к богатым ямальским месторождениям именно из-за отсутствия транспортной инфраструктуры;
  • найдя единственный рентабельный путь вывоза арктической нефти, создав эффективную логистическую схему, мы не только обеспечили развитие Новопортовскому НГКМ, мы «распечатали» новую крупную нефтяную провинцию;
  • речь идет о перспективных проектах как на полуострове Ямал, так и в соседних районах ЯНАО;
  • таким образом, создание транспортной инфраструктуры, по сути, стало ключом к формированию центра добычи федерального масштаба, а это, в свою очередь, придаст дополнительный импульс развитию арктического региона.
Тезисы губернатора ЯНАО Д. Артюхова:
  • мы рады, что компания успешно реализовала на Ямале такой крупный проект как создание логистической схемы для отгрузки арктической нефти;
  • строительство инфраструктуры - ключевое звено в решении стратегической задачи по освоению Арктики. Без создания надежного транспортного сообщения невозможна разработка новых перспективных месторождений, которые в большом количестве находятся на севере округа;
  • проекты крупных компаний позволяют развиваться не только региону, но и всей стране. В 2018 г. Ямал перечислил в федеральный бюджет более 1 трлн руб. налоговых отчислений.
Новопортовское - одно из самых крупных разрабатываемых НГКМ на Ямале.
Расположено в 30 км от побережья Обской губы.
Извлекаемые запасы категорий C1 и С2 составляют более 250 млн т нефти и конденсата, а также более 320 млрд м3 газа. В 2018 г. Газпромнефть-Ямал добыла и транспортировал по СМП 7,1 млн т нефти сорта Novy Port.
В ноябре 2018 г. по СМП отправился 500й танкер с нефтью сорта Novy Port.

Инновационный проект Капитан реализован для обеспечения круглогодичного бесперебойного вывоза всего объема добываемой нефти сортов ARCO и Novy Port и повышения эффективности управления логистикой.
Аналитическая система использует такие потоки информации, как:
  • объемы суточной добычи на Новопортовском и Приразломном месторождениях Газпром нефти и объемы накопления нефти в нефтехранилищах;
  • местоположение и параметры движения судов;
  • данные о ледовой обстановке на маршрутах;
  • графиках приливов и отливов;
  • погодных условиях;
  • возможность формирования новых стандартных для рынка партий поставок сырья.
Капитан в режиме реального времени ведет комплексный анализ эффективности эксплуатации флота, оценивая:
  • скорость движения на маршруте;
  • расход топлива;
  • загрузку судов.
А также осуществляет онлайн-мониторинг местоположения и параметров движения судов, грузовых операций, маршрутов и ледокольных проводок.
Внедрение системы позволило значительно сократить сроки планирования и согласования операций по отгрузке нефти и оптимизировать транспортные издержки.
Задача новой системы - безопасно управлять логистикой в Арктике и обеспечивать вывоз всего объема добываемой нефти с минимальными затратами


Круглогодичная транспортировка нефти по СМП является частью арктической программы Газпром нефти Время Арктики.
танкер-накопитель Умба
Нефть с Приразломного и Новопортовского месторождений транспортируется танкерами-челноками в порт Мурманск, где на рейде в Кольском заливе находится танкер-накопитель Умба, с которого осуществляются дальнейшие поставки углеводородов на мировой рынок стандартными танкерными партиями.
Газпром нефть начала полномасштабную эксплуатацию новой логистической схемы транспортировки нефти с арктических месторождений еще в 2016 г.
Тогда танкер-накопитель Умба заменил на рейде в Кольском заливе танкер Белокаменку, завершившего 12-летний цикл работы в 2015 г.

Эта схема очень важна для Газпром нефти в связи с динамичным развитием проекта Новый Порт, объемы добычи на котором за последний год выросли более чем на 40%.

Уже на данный момент доля добычи в Арктике у Газпром нефти превышает 20% от общего объема добычи нефти.
В стратегии развития до 2030 г. Газпром нефть делает особую ставку на освоение этого региона.


Автор: Д. Савосин, О. Бахтина


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram