Об этом 18 сентября 2019 г. сообщил глава PERN, польского оператора МНП Дружба, И. Василевский.
Загрязненная нефть находится в хранилищах, ее объем И. Василевский оценил в 450 тыс. т.
Точно оценить время, необходимое на вывод загрязненной нефти, PERN пока не может.
Все зависит от нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в Польше и Германии, которые принимают нефть у PERN, поскольку это их товар.
Изначально предполагалось, что вывод загрязненной нефти из Польши потребует 6 месяцев, но по словам И. Василевского, оказалось, что это будет продолжаться дольше.
Изначально на территории Польши находилось около 1 млн т некондиционной нефти.
В начале сентября 2019 г. зампред правления PERN Р. Миланд предварительно оценил сроки для вывода загрязненной нефти в 10-12 месяцев.
Такая ситуация вполне объяснима, если вспомнить, что Польша не участвовала в мероприятиях по очистке МНП Дружба, которые совместно реализовывали Россия и Белоруссия.
Свой участок МНП Дружба PERN очищала самостоятельно, причем делала это способом, вызывающим определенные сомнения.
Польша настаивала и продолжает настаивать, что на территорию страны попало около 1 млн т загрязненной хлорорганикой нефти.
Транснефть же оценивает общий объем нефти, поставленной через приемо-сдаточный пункт (ПСП) Адамова Застава в Польшу и Германию в 690,5 тыс. т.
Действия Польши в первые дни после обнаружения загрязнения Транснефть называет неоднозначными.
Включившись было в совместную работу по очистке, затем Польша без ведома России начала разбавлять поступившую загрязненную нефть чистой.
Причем делается это не всегда корректно, что уже вызывало недовольство у операторов немецких НПЗ.
В мае 2019 г. польская Lotos начала импортировать чистую российскую нефть морским путем из порта Приморск в Ленинградской области, являющегося конечной точкой Балтийской трубопроводной системы.
Однако увеличивающийся расчетный срок очистки польской транспортной системы от загрязненной нефти и завышенный объем российской некондиционной нефти наводят на предположение о возможных закупках нефти в порту Усть-Луга, где до сих пор остаются 8 танкеров с грязной нефтью.
Действия Польши понятны.
Стремясь добиться максимальной компенсации, Польша пытается предъявить России гораздо большие объемы загрязненной нефти, чем зафиксировала Транснефть.
И. Василевский резонно предполагает, что переговоры с Транснефтью о компенсациях за загрязненную нефть будут трудными.
Напомним, что загрязнение нефти в МНП Дружба хлорорганическими соединениями было обнаружено 19 апреля 2019 г. на белорусском участке нефтепровода.
Поставки нефти по северной нитке МНП Дружба (через Польшу в Германию) остановились 25 апреля.
За счет реализации дорожной карты по очистке МНП Дружба, прокачку чистой нефти в Польшу удалось восстановить 9 июня 2019 г.
С 1 июля 2019 г. поставки по МНП Дружба были восстановлены полностью.
Автор: Е. Алифирова