В 2018 г Белоруссия может экспортировать через российские порты до 1 млн т нефтепродуктов.
Об этом 8 декабря 2017 г сообщил глава Белнефтехима И. Ляшенко.
В протоколе договоренности вице-премьера РФ А. Дворковича и вице-премьера Республики Беларусь зафиксировано российское предложение, согласно которому при условии экономических положительных факторов Белоруссия может обеспечить поставку нефтепродуктов через порт Усть-Луга до 1 млн т.
Ряд действий, которые повышают транзитную привлекательность поставки нефтепродуктов через эти порты, Россией уже предприняты, отметил И. Ляшенко.
В ходе торгов российская компания приобрела 2 партии бензинов совокупным объемом 72 тыс т, которые выберет в декабре 2017 г - январе 2018 г.
Название покупателя И. Ляшенко не назвал.
Вопрос о переориентации экспорта нефтепродуктов, произведенных на белорусских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) с прибалтийских портов на российские встал в августе 2017 г.
Беспошлинно поставляя нефть на белорусские НПЗ, Россия посчитала логичным, чтобы Белоруссия экспортировала нефтепродукты с использованием российской железнодорожной инфраструктуры и портов.
По действующему соглашению, Россия поставляет в Белоруссию 24 млн т/год нефти по беспошлинному тарифу, из которых 18 млн т направляются на переработку.
Поручение проработать вопрос с экспортом белорусских нефтепродуктов президент РФ В. Путин дал 16 августа 2017 г.
Вариантом может быть пакетное предложение, в котором будет взаимоувязано получение Белоруссией российской нефти и использование российской инфраструктуры для экспорта нефтепродуктов.
Белоруссия, объясняя свой выбор в пользу портов Прибалтийских стран, приводит 2 основных довода - высокую стоимость транспортировки и перевалки нефтепродуктов в российских портах и наличие долгосрочных контрактов с прибалтийскими портами.
Для стимулирования белорусских перевозок РЖД до конца 2018 г предоставляют 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ.
Белоруссия посчитала эту скидку недостаточной, но последующие обсуждения показали, что стоимость транспортировки до прибалтийских портов (в частности, до латвийского Вентспилса), вполне сопоставима со стоимостью транспортировки до Санкт-Петербурга и Высоцка.
При более детальных переговорах с перевозчиками и стивидорами Белоруссия сможет добиться еще более значительных скидок.
А добиваться скидок Белоруссия умеет очень хорошо, что показали газовые переговоры в начале 2017 г.