USD 103.3837

-0.85

EUR 109.7802

-0.42

Brent 71.36

-0.88

Природный газ 3.019

-0.06

4 мин
...

Валовая маржинальность продаж бензина АИ-95 на российских АЗС вышла из минуса. Что с чистой маржинальностью?

Ситуация в экономике розницы постепенно нормализуется благодаря падению мелкооптовых цен, но чистая маржа пока остается в минусе.

Валовая маржинальность продаж бензина АИ-95 на российских АЗС вышла из минуса. Что с чистой маржинальностью?

Москва, 18 окт - ИА Neftegaz.RU. Валовая маржинальность продаж бензина АИ-95 на российских АЗС вернулись к положительную зону.
Об этом 18 октября 2024 г. пишет РБК со ссылкой на данные аналитической компании ОМТ Консалт.

Валовая маржинальность в плюсе

ОМТ Консалт рассчитывает маржинальность на основе данных, собираемых более чем с 18 тыс. АЗС по всей России, включая принадлежащие вертикально интегрированным компаниям (ВИНК).
Валовая маржинальность представляет собой разницу между розничными и мелкооптовыми ценами (валовой показатель), т.е. отражает наценку на топливо, но не учитывает все остальные расходы, которые несет АЗС.
По данным ОМТ Консалт:
  • валовая маржинальность при реализации АИ-95 на АЗС в среднем по России (за исключением Дальневосточного федерального округа) за период с 7 по 14 октября увеличилась на 0,54 руб./л, до 0,26 руб./л,
  • в положительную зону показатель вышел впервые с начала августа, а в сентябре он опускался до минимального в 2024 г. уровня (-1,6 руб./л),
  • маржинальность продаж на АЗС бензина АИ-92 и дизельного топлива оставалась в плюсе, за отчетной период она снизилась на 0,03 руб./л, до 3,27 руб./л и 6,31 руб./л.

Текущая динамика говорит о некоторой стабилизации ситуации на рынке.
Долгосрочная устойчивость положительной маржи зависит от стабильности на оптовом рынке, сохранения контролируемых операционных затрат и логистики.

Что на Дальнем Востоке?

ОМТ Консалт не включает в расчет средней по России валовой маржинальности продаж топлива на АЗС рынок Дальневосточного федерального округа, для которого применяется отдельная методология.
При этом ситуация на Дальнем Востоке остается сложной.
Розничные цены на основные виды топлива в макрорегионе выше, чем в остальных округах России, поэтому маржинальность АИ-95 здесь по-прежнему в отрицательной зоне.
Это связано с высоким уровнем затрат на логистику, что сильно влияет на стоимость доставки топлива и конечную цену для потребителей.
В ближайшее время значительного улучшения ситуации на Дальнем Востоке не ожидается, поскольку серьезными проблемами остаются транспортные расходы и отсутствие крупных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

Что с чистой маржинальностью?

Чистая маржа продаж топлива на АЗС, помимо разницы между розничными и мелкооптовыми ценами, учитывает дополнительные расходы АЗС (логистику, зарплату персонала, обслуживание инфраструктуры, затраты на электроэнергию и др.).
По данным ОМТ Консалт:
  • чистая маржа от продажи АИ-95 в рознице в среднем по России (за исключением Дальнего Востока) остается в отрицательной зоне,
  • дополнительные расходы АЗС составляют порядка 3 руб./л,
  • чистая маржа АИ-95 находится примерно на уровне минус 2,7 руб./л.

Фактическая чистая маржа по-прежнему остается отрицательной, несмотря на положительную валовую маржу.
Это подтверждают данные Петромаркета, который рассчитывает чистую маржу продаж топлива на АЗС как разность между розничной ценой и мелкооптовой ценой, расходами на доставку до заправки, операционными затратами АЗС.
По данным Петромаркета:
  • на 11 октября 2024 г. средняя по России чистая маржа реализации АИ-95 в рознице составляла -2,6 руб./л,
  • динамика показателя улучшается - индикатор составлял -3,5 руб./л на 30 сентября и -4,8 руб./л на 2 сентября.

Таким образом, ситуация в экономике розницы постепенно нормализуется благодаря падению мелкооптовых цен.
С восстановлением эмбарго на экспорт бензина, завершением сезона высокого спроса и плановых ремонтов на НПЗ созданы условия для снижения мелкооптовых цен, благодаря чему в обозримой перспективе АЗС начнут генерировать прибыль при торговле АИ-95.

Что с ценами?

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), бензин АИ-95 дешевеет с начала сентября после стабильного удорожания летом.
Однако на текущей неделе биржевая цена АИ-95 росла 3 торговые сессии подряд.
По итогам торгов 17 октября территориальный индекс по европейской части России на эту марку бензина вырос на 0,59%, до 65011 руб./т.
В августе бензин АИ-95 максимально дорожал до отметки 74 818 руб./т, а исторический рекорд, достигнутый осенью 2023 г., составлял 76876 руб./т.

Биржевые индикаторы отражают цены на топливо в крупном опте, динамика которых не сказывается на разнице одномоментно, а только с временным лагом, который может достигать до 2 месяцев.
Данные Росстата показывают, что розничные цены на бензин опережают уровень инфляции 11 недель подряд, с конца июля 2024 г.
С начала 2024 г. к 14 октября рост цен на бензин составил 8,0% (в т.ч. АИ-92 - 6,6%, АИ-95 - 7,2%, АИ-98 и выше - 15,9%), на дизтопливо - 3,6%.
При этом инфляция за тот же период, по оценке Росстата, составила 6,06%.
Однако мониторинг Росстата охватывает порядка 1700 АЗС в 279 обследуемых городах РФ, тогда как на конец 2022 г. в России было учтено почти 30,5 тыс. автозаправочных станций всех типов.

8 октября 2024 г. на заседании штаба по топливообеспечению у вице-премьера РФ А. Новака было отмечено, что цены на топливо, по информации Минэнерго и ФАС, в розничном сегменте остаются стабильными, не превышают инфляцию.
Внутренний рынок полностью обеспечен бензином и дизельным топливом, дефицит отсутствует.
По итогам заседания штаба А. Новак поручил Минэнерго и ФАС осуществлять мониторинг цен на топливо, а также обеспечивать регулярность и равномерность продаж бензина и дизельного топлива на СПбМТСБ.
Отдельно А. Новак указал на необходимость особого внимания к переходу с летнего на зимнее дизельное топливо с точки зрения наличия его объемов и формирования доступных даже для Дальнего Востока цен, которые не должны расти выше инфляции.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram