Белоруссия пояснила, почему предпочитает пользоваться транспортной инфраструктурой прибалтийских стран при транспортировке нефтепродуктов со своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), отказываясь от услуг российских железных дорог.
Позицию белорусских нефтепереработчиков 17 августа 2017 г пояснил и.о гендиректора Белорусской нефтяной компании (БНК) С. Гриб.
Это стало реакцией на предложение президента РФ В. Путина обязать белорусские НПЗ использовать российскую железнодорожную инфраструктуру и порты для перевозки нефтепродуктов, озвученное 16 августа 2017 г.
Глава РЖД О. Белозеров сообщил, что РЖД предоставила 50%-ную скидку по нефтеналиву для перевозки с белорусских НПЗ.
Однако нефтепереработчики из Беларуси пока не используют ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург, предпочитая порты Прибалтийских стран, мотивируя это имеющимися долгосрочными контрактами.
С. Гриб подтвердил, что правление РЖД предоставило белорусским нефтепереработчикам 50%-ную скидку до конца 2018 г на перевозку мазута, дизельного топлива и бензина в направлении припортовых станций Октябрьской железной дороги.
Но даже с учетом этой скидки, железнодорожные тарифы в прибалтийском направлении ниже по сравнению с российским.
С учетом разницы в стоимости перевалки нефтепродуктов через российские и прибалтийские терминалы общие транспортно-логистические затраты в российском направлении значительно увеличиваются.
Сказал С. Гриб и о других проблемах.
Так, по его словам, у основных российских терминалов имеются трудности в приемке белорусских грузов, особенно в зимний период.
Не всегда удавалось найти компромиссное решение с операторами российских терминалов по гарантии сохранения качества белорусских нефтепродуктов после перевалки, сказал С. Гриб.
Тем не менее, БНК, являющаяся основным экспортером нефтепродуктов из Беларуси, на постоянной основе предлагает к реализации клиентам белорусские нефтепродукты через порты Северо-Запада России.
Но с учетом высокой стоимости логистических затрат покупатели в настоящий момент предпочитают приобретать нефтепродукты через порты стран Балтии.
Финансовые потери белорусских НПЗ в случае перенаправления экспорта с прибалтийских морских терминалов на российские могут составить до 150 млн долл США.
Эта оценка сделана из расчета перевозки 5 млн т нефтепродуктов при расчете по общим тарифам за счет более длинного транспортного плеча.
Вот только Россия поставляет нефть в Белоруссию беспошлинно и потери бюджета России при беспошлинных поставках нефти составляет 1,4 млрд долл США/год при текущих ценах на нефть.
На совещании 16 августа 2017 г В. Путин говорил о том, что необходимо создать условия, чтобы грузовые потоки, идущие через порты сопредельных стран, перенаправить в российские порты.
Это касается тарифов на доставки грузов в порт, в т.ч железнодорожных.
По поводу поставок нефти на белорусские НПЗ В. Путин предложил сформировать пакетное предложение, связав получение российской нефти нефти и использование российской инфраструктуры.
Но это может привести к осложнению российко-белорусских отношений в ТЭК, которые только недавно удалось полностью нормализовать.
Впрочем, реакция белорусской стороны на планы России оказалась достаточно спокойной. Пока...