Ученые ПНИПУ создали новый тренажер для обучения персонала предприятий по переработке нефти

Система тренажера позволяет взаимодействовать с ней нескольким сотрудникам одновременно, в т.ч. используя VR-шлем

Источник: ПНИПУ

Пермь, 18 янв - ИА Neftegaz.RU. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) разработали компьютерный тренажер, предназначенный для обучения персонала работе с установкой для первичной переработки нефти.
Об этом сообщила пресс-служба вуза.

Тренажерный комплекс содержит:
  • математическую модель установки,
  • систему управления,
  • цифровой двойник установки,
  • сервер передачи данных.
Разработка была проведена в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Исследование об этой разработке опубликовано в журнале «Вестник ПНИПУ. Химическая технология и биотехнология» №2 за 2023 г.

Для создания тренажера ученые выбрали установку первичной переработки нефти (УПН), которая разработана при участии кафедры оборудования и автоматизации химических производств ПНИПУ.
Эта установка предназначена для очистки нефти от воды и минеральных солей с целью предотвращения коррозии и загрязнения трубопроводов и аппаратов.
Основой тренажера является математическая модель, в которой происходят все необходимые расчеты, моделирующие работу оборудования.

Ученые также разработали собственное программное обеспечение для облегчения управления моделью, включающее функции старта и остановки математической модели, сохранения изменений, а также кнопки запуска и остановки вычислений.
С помощью тренажера сотрудники нефтяных компаний могут отточить свои навыки управления установкой для переработки нефти.

Система тренажера позволяет взаимодействовать с ней нескольким сотрудникам одновременно:
  • один из них наблюдает за процессом в распределенной системе управления,
  • другой работает в виртуальной среде, например, используя VR-шлем и контроллеры.
Разработанный тренажерный комплекс предназначен для симуляции работы установки первичной переработки нефти и обучения персонала, что способствует повышению квалификации и уменьшению количества ошибок при работе в реальных условиях.
Такая разработка может быть использована в различных сферах промышленности, где используются автоматизированные системы управления.

Напомним, ранее ученые ПНИПУ предложили перспективный теплозащитный материал с использованием редкоземельных элементов (РЗЭ) для газотурбинных двигателей.
Исследование показало, что применение соединения циркония и редкоземельных элементов является перспективным для создания керамического слоя теплозащитного покрытия, способного выдерживать высокие температуры до 1400 °С.