Об этом сообщил Bloomberg, ссылаясь на собственные данные отслеживания судов.
Подробности отгрузки
- танкер-газовоз Everest Energy забрал партию СПГ с завода Арктик СПГ-2 на северо-востоке России в минувшие выходные;
- в настоящее время находится на пути в Азию по Северному морскому пути (СМП);
- танкер-газовоз Everest Energy был построен в 2003 г.;
- в августе 2024 г. на танкер были наложены санкции со стороны США из-за его связи с предполагаемым теневым флотом;
- на прошлой неделе Международный судовой реестр Палау окончательно отменил его регистрацию.
- партия СПГ может быть доставлена на Камчатский морской плавучий комплекс (МПК), включающий Корякское плавучее хранилище газа (floating storage unit, FSU) СПГ на Камчатке, которым управляет Арктическая перевалка - дочка НОВАТЭКа;
- впрочем, не исключается и вариант доставки на СПГ - терминал в странах АТР.
Тогда отмечалось, что Everest Energy остановился в Баренцевом море к северо-востоку от Норвегии.
Трек судна представлял собой эллипс.
Также ранее вели себя танкеры-газовозы Asya Energy и Pioneer, которые Запад относит к теневому флоту газовозов, собранному РФ для вывоза СПГ с Арктик СПГ-2.
Позже спутниковые снимки показали, что танкеры-газовозы, идентифицированные Западом как Pioneer и Asya Energy, швартовались к 1й линии СПГ-завода Арктик СПГ-2 1 августа и 10 августа.
Запад утверждает, что эти танкеры подделывали сигналы своих транспондеров, т.е. использовали прием известный как спуфинг (использование подменного GPS-сигнала), возможно, Everest Energy будет действовать так же.
Все 3 танкера-газовоза - Pioneer, Asya Energy и Everest Energy:
- по данным глобальной базы данных судоходства Equasis, управляются индийской компанией Ocean Speedstar Solutions, которая была зарегистрирована в июне 2024 г. и управляет только этими 3 судами;
- в реестре разрешений на плавание судов в акватории СМП Pioneer, Asya Energy и Everest Energy не значатся.
Отмечалось, что танкер-газовоз Everest Energy, находящийся с недавнего времени под санкциями США, стоит рядом с Saam FSU:
- вероятно, танкер - газовоз осуществляет перевалку газа на это плавучее хранилище,
- Everest Energy не пытался манипулировать сигналом AIS,
- Everest Energy может использоваться в качестве танкера-челнока, для организации сообщения между проектом Арктик СПГ-2 и Saam FSU.
Арктик СПГ-2
- СПГ-завод Арктик СПГ-2 реализуется на п-ве Гыдан на базе Утреннего месторождения;
- по плану, проект должен включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата, размещенных в акватории Обской губы на основаниях гравитационного типа (ОГТ):
- 1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г., но отгрузки СПГ долгое время оставались заблокированными из-за отсутствия танкеров-газовозов и введенных в ноябре 2023 г. санкций США,
- 2я линия была доставлена к месту установки 16 августа 2024 г.,
- 3я линия проекта под вопросом - ранее сообщалось, что она будет отменена, но РБК недавно сообщил, что 3я линия будет полностью готова и введена в эксплуатацию в 2028 г. (ранее запуск линии ожидался в 2026 г.);
- работы в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманской области, где строятся ОГТ и монтируются линии сжижения НОВАТЭК останавливать не планирует, но замедляет плановую активность;
- высвободившихся рабочих перенаправят на Утреннее месторождение и на судоверфь Звезда, которая строит танкеры Arc7 для Арктик СПГ-2;
- НОВАТЭК сейчас прикладывает усилия для достройки на ССК Звезда 3 спущенных на воду танкеров (Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте);
- сдача 1го и 2го танкера предварительно ожидается в конце 2024 и начале 2025 гг. соответственно, но по оснащению следующих судов, в т.ч. криогенным оборудованием, есть проблемы;
- аока же ледовая обстановка позволяет вывозить СПГ обычными танкерами-газовозами, но с наступлением зимы вопрос с танкерами-газовозами ледового класса Arc7 встанет очень остро.
Koryak FSU (Коряк ПХГ)
- построено на верфи Okpo Shipyard южнокорейской Daewoo Shipping & Marine Engineering (DSME, ныне Hanwha Ocean);
- в июле 2023 г. прибыло к месту установки в бухте Бечевинская на Камчатке.
Об этом 14 июля 2023 г.
- НОВАТЭК заказал 2 FSU в 2020 г.:
- Saam FSU предназначен на МПК в Мурманской области,
- аналогичный Koryak FSU - для МПК в Камчатском крае;
- контракт предусматривает опцион еще на 2 FSU;
- стоимость контракта - 901,3 млрд вон (748 млн долл. США по курсу на тот момент);
- технические характеристики и гл. размерения FSU:
- длина - 400 м, ширина - 60 м,
- летний дедвейт - 192,237 тыс. т,
- вместимость хранилищ СПГ - 360 тыс. м3,
- валовая вместимость - 247,54 тыс. т,
- мощность перевалки - 20 млн т/год СПГ,
- флаг - Панама,
- IMO - 9915090 (Saam FSU) и 9915105 (Koryak FSU);
- на судах применяется система повторного сжижения собственной разработки;
- DSME использует азот в качестве хладагента в своей системе повторного сжижения NRS (Nitrogen Refrigerant System) и максимально повышает эффективность за счет максимально возможной рекуперации холодного тепла из СПГ;
- система повторного сжижения природного газа представляет собой устройство, которое повторно сжижает природный газ, который естественным образом испаряется в грузовом отсеке во время эксплуатации объекта, и помещает его обратно в грузовой отсек;
- кроме того, LG-FSU применяет собственную технологию цифровых двойников для обеспечения удаленного мониторинга и оптимальных услуг по поддержке эксплуатации.
Автор: А. Хасанова