USD 91.1423

+0.21

EUR 101.2789

+0.48

Brent 73.09

+0.07

Природный газ 2.391

+0.01

, Обновлено 10 сентября 13:11
4 мин
...

Арктик СПГ-2 впервые отправил партию СПГ в Азию

Конечный маршрут танкера-газовоза Everest Energy до сих пор не ясен.

Арктик СПГ-2 впервые отправил партию СПГ в Азию

Источник: Bloomberg

Москва, 9 сен - ИА Neftegaz.RU. СПГ-завод Арктик СПГ-2, находящийся под санкциями США, впервые направил партию сжиженного природного газа (СПГ) в Азию.
Об этом сообщило агентство Bloomberg, ссылаясь на собственные данные отслеживания судов.

По данным издания:
  • танкер-газовоз Everest Energy забрал партию СПГ с завода Арктик СПГ-2 на северо-востоке России в минувшие выходные и в настоящее время находится на пути в Азию по Северному морскому пути (СМП);
  • танкер-газовоз Everest Energy был построен в 2003 г., в августе 2024 г. на танкер были наложены санкции со стороны США из-за его связи с предполагаемым теневым флотом, а на прошлой неделе Международный судовой реестр Палау окончательно отменил его регистрацию.
Конечный маршрут танкера-газовоза Everest Energy не известен:
  • груз с СПГ может быть доставлен на Камчатский морской плавучий комплекс (МПК), включающий Корякское плавучее хранилище газа (floating storage unit, FSU) СПГ на Камчатке, которым управляет Арктическая перевалка - дочка НОВАТЭКа;
  • впрочем, не исключается и вариант доставки на СПГ - терминал в странах АТР.
О том, что танкер-газовоз Everest Energy может забрать очередную партию СПГ с Арктик СПГ-2, стало известно 23 августа 2024 г.
Тогда отмечалось, что Everest Energy остановился в Баренцевом море к северо-востоку от Норвегии.
Трек судна представлял собой эллипс.

Также ранее вели себя танкеры-газовозы Asya Energy и Pioneer, которые Bloomberg относит к теневому флоту газовозов, собранному РФ для вывоза СПГ с Арктик СПГ-2.
Позже спутниковые снимки показали, что танкеры-газовозы швартовались к 1й линии СПГ-завода Арктик СПГ-2 1 августа и 10 августа.
По данным издания, это были Pioneer и Asya Energy.
Bloomberg отмечал, что эти суда подделывали сигналы своих транспондеров, т.е. использовали прием известный как спуфинг (использование подменного GPS-сигнала), возможно, Everest Energy будет действовать так же.

Все 3 танкера-газовоза - Pioneer, Asya Energy и Everest Energy - по данным глобальной базы данных судоходства Equasis, управляются компанией Ocean Speedstar Solutions.
Эта индийская компания была зарегистрирована в июне и управляет только этими 3 судами.

Кроме того, в реестре разрешений на плавание судов в акватории СМП Pioneer, Asya Energy и Everest Energy не значатся.

Помимо этого, 30 августа 2024 г. стало известно, что Россия включила в свой теневой флот плавучее хранилище сжиженного природного газа (СПГ) Saam FSU, построенное для морского перегрузочного комплекса (МПК) НОВАТЭКа в Мурманской области.

Отмечалось, что танкер-газовоз Everest Energy, находящийся с недавнего времени под санкциями США, стоит рядом с Saam FSU:
  • вероятно, СПГ-танкер осуществляет перевалку газа на плавучее хранилище,
  • отмечалось, что Everest Energy не пытался манипулировать сигналом AIS,
  • cудно Everest Energy может использоваться в качестве танкера-челнока, для организации сообщения между проектом Арктик СПГ-2 и FSU Saam.

Арктик СПГ-2

  • СПГ-завод Арктик СПГ-2 реализуется на п-ве Гыдан на базе Утреннего месторождения;
  • по плану, проект должен включать в себя 3 технологические линии общей мощностью 19,8 млн т/год СПГ (6,6 млн т/год каждая) и 1,6 млн т/год стабильного газового конденсата, размещенных в акватории Обской губы на основаниях гравитационного типа (ОГТ):
    • 1я линия проекта Арктик СПГ-2 начала производство в декабре 2023 г., но отгрузки СПГ долгое время оставались заблокированными из-за отсутствия танкеров-газовозов и введенных в ноябре 2023 г. санкций США,
    • 2я линия была доставлена к месту установки 16 августа 2024 г.,
    • 3я линия проекта под вопросом - ранее сообщалось, что она будет отменена, но РБК недавно сообщил, что 3я линия будет полностью готова и введена в эксплуатацию в 2028 г. (ранее запуск линии ожидался в 2026 г.);
  • работы в Центре строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС) в Мурманской области, где строятся ОГТ и монтируются линии сжижения НОВАТЭК останавливать не планирует, но замедляет плановую активность;
  • высвободившихся рабочих перенаправят на Утреннее месторождение и на судоверфь Звезда, которая строит танкеры Arc7 для Арктик СПГ-2;
  • НОВАТЭК сейчас прикладывает усилия для достройки на ССК Звезда 3 спущенных на воду танкеров (Алексей Косыгин, Петр Столыпин и Сергей Витте);
  • сдача 1го и 2го танкера предварительно ожидается в конце 2024 и начале 2025 гг. соответственно, но по оснащению следующих судов, в т.ч. криогенным оборудованием, есть проблемы;
  • аока же ледовая обстановка позволяет вывозить СПГ обычными танкерами-газовозами, но с наступлением зимы вопрос с танкерами-газовозами ледового класса Arc7 встанет очень остро.

Koryak FSU (Коряк ПХГ)

  • построено на верфи Okpo Shipyard южнокорейской Daewoo Shipping & Marine Engineering (DSME, ныне Hanwha Ocean);
  • в июле 2023 г. прибыло к месту установки в бухте Бечевинская на Камчатке.
    Об этом 14 июля 2023 г.
  • НОВАТЭК заказал 2 FSU в 2020 г.:
    • Saam FSU предназначен на МПК в Мурманской области,
    • аналогичный Koryak FSU - для МПК в Камчатском крае;
  • контракт предусматривает опцион еще на 2 FSU;
  • стоимость контракта - 901,3 млрд вон (748 млн долл. США по курсу на тот момент);
  • технические характеристики и гл. размерения FSU:
    • длина - 400 м, ширина - 60 м,
    • летний дедвейт - 192,237 тыс. т,
    • вместимость хранилищ СПГ - 360 тыс. м3,
    • валовая вместимость - 247,54 тыс. т,
    • мощность перевалки - 20 млн т/год СПГ,
    • флаг - Панама,
    • IMO - 9915090 (Saam FSU) и 9915105 (Koryak FSU);
  • на судах применяется система повторного сжижения собственной разработки;
  • DSME использует азот в качестве хладагента в своей системе повторного сжижения NRS (Nitrogen Refrigerant System) и максимально повышает эффективность за счет максимально возможной рекуперации холодного тепла из СПГ;
  • система повторного сжижения природного газа представляет собой устройство, которое повторно сжижает природный газ, который естественным образом испаряется в грузовом отсеке во время эксплуатации объекта, и помещает его обратно в грузовой отсек;
  • кроме того, LG-FSU применяет собственную технологию цифровых двойников для обеспечения удаленного мониторинга и оптимальных услуг по поддержке эксплуатации.



Автор: А. Хасанова


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram