Об этом Klaipedos Nafta сообщила 3 февраля 2022 г.
Klaipedos Nafta арендует FSRU Независимость объемом 170 тыс. м3 сжиженного природного газа (СПГ) у норвежской Hoegh LNG в рамках 10-летнего контракта, который истекает в 2024 г.
В 2021 г. Klaipedos Nafta объявила тендер на покупку FSRU, чтобы обеспечить долгосрочную эксплуатацию регазификационного терминала до 31 декабря 2044 г.
После подведения итогов тендера и исследования рынка, Klaipedos Nafta решила, что в настоящее время арендуемый FSRU является наиболее экономически выгодным вариантом.
Отметим, что в рамках исследования рассматривались исключительно варианты плавучих регазификационных СПГ-терминалов:
- FSRU Независимость,
- вновь построенный FSRU,
- бывший в употреблении FSRU,
- переоборудованный танкер-газовоз.
Для реализации сделки, Klaipedos Nafta необходимо будет получить одобрение акционеров компании на внеочередном собрании, запланированном на 25 февраля 2022 г.
Напомним, что крупнейшим акционером компании является правительство Литвы с 72,5% акций, за которым следует литовский производитель удобрений Achema с 10,4% акций.
Если сделка будет одобрена акционерами, Klaipedos Nafta проинформирует Hoegh LNG о своем решении воспользоваться опционом на выкуп FSRU Независимость в сроки, указанные в соглашении об аренде, с установленным крайним сроком в декабре 2022 г.
Договор купли-продажи долен быть подписан до 6 декабря 2024 г.
Сумма сделки составит 153,5 млн долл. США без учета НДС, что соответствует ранее озвученным оценкам.
Национальный совет по регулированию энергетики Литвы 6 января 2022 г. одобрил инвестиции Klaipedos Nafta в FSRU.
Литва позиционирует проект FSRU Независимость как способ обеспечения своей энергетической независимости от России, а также как один из способов диверсификации маршрутов поставок газа в Европу.
Hoegh LNG в 2012 г. выиграла международный тендер на поставку FSRU в Литву.
FSRU Независимость была построена на южнокорейской верфи Hyundai Heavy Industries, Hoegh LNG получила судно в мае 2014 г., а в октябре того же года Независимость пришла в порт Клайпеда.
Через FSRU Независимость Литва получает грузы СПГ со всего мира, включая Норвегию, Египет, Тринидад и Тобаго, США, Нигерию, а также Россию, что выглядит странно в связи с заявленной целью терминала, но экономические соображения периодически перевешивают политические.
По данным Klaipedos Nafta, большая часть поставок СПГ поступает из Норвегии (около 68%), за ней следуют США (порядка 20%).
В сентябре 2021 г. Klaipedos Nafta сообщила, что совершила 250ю с начала работы в 2014 г. перевалку СПГ ship-to-ship (STS) с последующей регазификацией.
Аренда FSRU Независимость для Литвы оказалась дорогим удовольствием.
Эксплуатационные расходы составляют около 66 млн евро/год (5,5 млн евро/месяц) и ложатся на плечи ключевых потребителей газа, в первую очередь, на Achema, что негативно влияет на экономику Литвы.
В связи с этим Литва изначально и очень серьезно рассматривала возможность выкупа FSRU Независимость у Hoegh LNG, тогда как вариант с продлением аренды на срок в 10 либо 20 лет считался менее предпочтительным.
Собственных средств на выкуп FSRU у Литвы нет, более того кредитуются даже поставки СПГ.
Для выкупа FSRU Независимость в марте 2020 г. Klaipedos Nafta подписала 25-летнее кредитное соглашение с Северным инвестиционным банком (NIB) в размере 160 млн евро (182,2 млн долл. США) под госгарантии.
Еврокомиссия одобрила этот шаг, поскольку это соответствует задачам по обеспечению как минимум 3 альтернативных источников поставок природного газа для членов ЕС, но финансово не поддержала.
Напомним, что в настоящее время Литва:
- импортирует природный газ из России по магистральному газопроводу (МГП) Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград (МВКК) пропускной мощностью 2,5 млрд м3/год,
- получает СПГ через FSRU Независимость (4 млрд м3/год газа),
- в 2022 г. их дополнит газопровод-интерконнектор GIPL с Польшей (пропускная мощность в направлении из Польши в Литву - 2,4 млрд м3/год, из Литвы в Польшу- 1,9 млрд м3/год).
В конце января 2022 г. возникли опасения по поводу транспортировки газа по МГП МВКК, поскольку к российским берегам прибыл FSRU Маршал Василевский, построенный для обеспечения энергетической безопасности Калининградской области.
В отличие от FSRU Независимость, постоянно находящейся у своего причала, FSRU Маршал Василевский активно работает танкером-газовозом, что делает проект более экономически целесообразным.
2 февраля 2022 г. Маршал Василевский 2й раз за свою историю пришвартовался к морскому причалу морского терминала по приему СПГ в Балтийском море в акватории севернее района Пионерский - Зеленоградск.
В связи с этим в медиа высказывались опасения по поводу поставок газа по МГП МВКК, но и власти Литвы и власти Калининградской области, как могли успокоили общественность.
Прибытие Маршала Василевского, скорее всего, связано с тестированием расширяемого Калининградского подземного хранилища газа (ПХГ).
В настоящее время, по данным оператора литовского газотранспортного оператора Amber Grid, транзит российского газа в Калининградскую область через Литву идет в нормальном режиме.