В г. Пекин, Э. Раиси встретился с председателем КНР Си Цзиньпином, премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном и председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ПК ВСНП) Ли Чжаньшу.
Также в Доме народных собраний в г. Пекин состоялись переговоры в расширенном составе.
Иранскую сторону в ходе госвизита Э. Раиси представляют глава иранского Центробанка М.-Р. Фарзин и 6 министров, в т.ч. министр нефти Ирана Д. Оуджи.
Госвизит
Текущий визит стал одним из первых посещений Китая главами иностранных государств после отмены коронавирусных ограничений в январе 2023 г.Между тем, Китай и Иран поддерживают достаточно плотные контакты на высшем уровне.
Если последний госвизит президента Ирана Х. Роухани прошел в 2014 г. (в 2016 г. был ответный визит), то на полях международных встреч и в ходе рабочих встреч Си Цзиньпин встречался достаточно часто и с Х. Роухани и с Э. Раиси.
Предыдущая личная встреча Си Цзиньпина и Э. Раиси состоялась летом 2022 г. в ходе саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в г. Ташкент.
Такая плотность контактов понятна, поскольку Китай является ключевым торговым партнером Ирана с общим объемом торговли более 20 млрд долл. США, а также одним из ведущих иностранных инвесторов.
Причем обе стороны нацелены на расширение этих отношений, несмотря на усиление давления Запада на Иран.
Как передает Синьхуа, Си Цзиньпин отметил, что Китай и Иран связаны традиционной дружбой, и их двусторонние отношения выдержали проверку различными серьезными изменениями международной обстановки.
Тезисы от Си Цзиньпина:
- перед лицом сложной ситуации, когда происходят мировые, эпохальные и исторические перемены, Китай и Иран поддерживают друг друга,
- непрерывно укрепляется взаимное стратегическое доверие и уверенно продвигается вперед практическое сотрудничество,
- это способствует общим интересам, защищает международную справедливость и позволяет вписать новую главу в историю дружбы между двумя странами,
- Китай неизменно рассматривает и развивает отношения с Ираном со стратегической точки зрения,
- вне зависимости от изменений международной и региональной ситуации, КНР будет неуклонно развивать дружественное сотрудничество с Ираном, способствовать постоянному новому развитию китайско-иранских отношений всестороннего стратегического партнерства и в условиях беспрецедентных за столетие изменений играть позитивную роль в содействии миру во всем мире и общечеловеческому прогрессу.
В ответ Э. Раиси заявил, что будучи двумя независимыми и самостоятельными государствами, Иран и Китай развивают отношения исходя из духа взаимоуважения, и они являются искренними стратегическими партнерами, заслуживающими взаимного доверия.
Развитие сотрудничества. В нефтегазе и не только
Основной целью визита представительной делегации в Китай Иран прямо называет завершение работы по переводу 25-летнего соглашения о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Китаем и Ираном, подписанного в марте 2021 г., в практическую плоскость.Замглавы администрации президента Ирана по политическим вопросам М. Джамшиди назвал главной целью госвизита финализацию операционного механизма соглашения о партнерстве.
Содержание соглашения не раскрывалось, сообщалось лишь, что оно касается различных направлений сотрудничества.
The New York Times в 2021 г. писала, что основным положением соглашения являются крупные закупки Китаем иранской нефти по сниженной цене в обмен на инвестиции в экономику Ирана на общую сумму до 400 млрд долл. США.
В начале 2022 г. глава МИД Ирана Х. А. Абдоллахиян говорил, что соглашение вступило в фазу исполнения, но пока о каких-либо крупных контрактах между Ираном и Китаем не сообщалось.
Текущий госвизит Э. Раиси в Китай пока никаких значимых договоренностей не принес.
Си Цзиньпин подтвердил готовность правительства КНР поддержать компании, которые готовы инвестировать в Иран.
Аналогичное заявление сделал и Ли Кэцян, его слова приводит Синьхуа.
Тезисы от Ли Кэцяна:
- Китай готов работать с Ираном над повышением уровня практического взаимодействия,
- призываю:
- претворять в жизнь план всестороннего межгосударственного сотрудничества,
- продвигать кооперацию в торгово-экономической сфере и других областях,
- взаимно расширять экспорт продукции,
- содействовать реализации взаимовыгодных проектов, способствующих повышению уровня жизни людей.
Итогом 1го дня визита стало подписание 20 документов о сотрудничестве и меморандумов о взаимопонимании, но о их содержании хотя бы на уровне названий проектов и даже об их их подписантах подробностей нет.
Иранское агентство Mehr называет лишь направления взаимодействия - антикризисное управление, туризм, информационно-коммуникационные технологии, защита окружающей среды, международная торговля, интеллектуальная собственность, сельское хозяйство, экспорт, здравоохранение, СМИ, спорт и культурное наследие.
Также практически нет информации о нефтегазовых проектах в Иране, которые планировалось реализовать при участии китайских компаний.
Директор по инвестициям и бизнесу NIOC Ф. К. Зангане в интервью Shana сообщил лишь, что NIOC провела регулярные переговоры с китайской Sinopec относительно 2й фазы разработки месторождения Ядаваран (Yadavaran).
Месторождение Ядаваран, наряду еще с 4 крупными нефтяными месторождениями (Северный и Южный Азадеган, Северный и Южный Яран) относится к бассейну Западный Карун, который является одним из наиболее перспективных нефтегазовых провинций Ирана.
Запасы только Азадегана и Ядаварана, которые были открыты в последнее 10-летие, оцениваются в 67 млрд барр. легкой и тяжелой нефти.
1я фаза месторождения Ядаваран была завершена Sinopec в 2015 г., ее добычные мощности составили 110 тыс. барр./сутки.
2ю фазу разработки этого совместного месторождения также планировалось передать Sinopec, однако, по словам Ф. К. Зангане, бывший министр нефти Ирана Б. Зангане прекратил переговоры.
Сейчас NIOC в соответствии с соглашением о стратегическом партнерстве, продолжает вести переговоры с частными и государственными компаниями Китая о разработке месторождения Ядаваран и других совместных месторождений в Иране.
Sinopec пока еще не обозначила своего отказа от проекта и официальные лица, ведущие переговоры с этой компанией в NIOC, ищут новые способы использования инвестиционной возможности на месторождении Ядаваран.
Для Ирана участие Китая в нефтегазовых и нефтехимических проектах является важным фактором.
Также для Ирана значимым является продажа своей нефти Китаю, но увеличение поставок во многом упирается в оплате этих поставок, поскольку нефтяной сектор Ирана находится под санкциями США.
Ожидается, что Китай и Иран предпримут шаги, направленные на упрощение оплаты, включая использование банковских каналов, валюты, отличной от доллара США, или товарного обмена.
В случае, если решение будет найдено, Иран может увеличить поставки нефти в Китай и вернуть себе рынок, который ранее он уступил Саудовской Аравии.
Напомним, что в декабре 2022 г. состоялся визит Си Цзиньпина в Саудовскую Аравию и его встреча с лидерами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), одной из итогов которой стала готовность Китая продвигать расчеты по торговле нефтью и газом со странами ССАГПЗ в юанях.
Это уже вызывает беспокойство в Штатах в связи с дедолларизацией мировой экономики, что грозит серьезными проблемами для экономики США.