Конструктив или разочарование? В г. Брюссель состоялся очередной раунд переговоров по газу в формате Россия - Украина - ЕС
Очередные консультации в трехстороннем формате Россия-ЕС-Украина пройдут в конце ноября 2019 г.
В отличие от предыдущей встречи, прошедшей 19 сентября 2019 г., оценки ее итогов участниками переговоров кардинально разнятся.
Россия и Украина говорят о конструктивности консультаций, а Еврокомиссия (ЕК), напротив, разочарована.
Переговоры начались с задержкой на 2 часа.
Встреча была назначена на 13:30 по местному времени (15:30 мск), но по факту переговоры начались в 15:25, а завершились в 16:45.
Нынешняя встреча продлилась в 2 раза дольше, чем предыдущая - 80 минут против 40.
Это может означать, что на смену общим декларациям о готовности к переговорам и необходимости сохранения транзита через газотранспортную систему Украины после истечения действующего контракта между Газпромом и Нафтогазом 31 декабря 2019 г. пришло обсуждение конкретных условий транзита.
Основной состав переговорщиков остался прежним.
Россию представляли министр энергетики РФ А. Новак и глава Газпрома А. Миллер, Украину - министр энергетики и окружающей среды А. Оржель и глава Нафтагаза А. Коболев, ЕК - замглавы по Энергосоюзу М. Шефчович.
Большое внимание в рамках переговоров было уделено подготовке Украины к заключению контракта по европейским нормам, т.е. с учетом требований 3го энергопакета ЕС.
Украина работает над проведением анбандлинга (выделением независимого оператора газотранспортной системы (ГТС)).
А. Оржель пообещал, что уже в ближайшее время Верховная рада рассмотрит законопроект об анбандлинге Нафтогаза во 2м чтении.
Также в рамках переговоров стороны сверили часы по реализации дорожной карты сертификации украинской ГТС.
Серьезным вопросом в заключении транзитного контракта является его срок и объемы транзита.
ЕК вышла на переговоры с доработанными предложениями по параметрам нового транзитного контракта.
Ранее ЕК предлагала заключение долгосрочного контракта (на 10 и более лет), предусматривающего транспортировку через ГТС Украины 60 млрд м3/год газа.
Россия со своей стороны, признавая необходимость сохранения украинского транзита, обозначала как экономически целесообразный гораздо меньший объем - 15-30 млрд м3/год.
Новое предложение ЕК также предусматривает контракт на минимум 10-летний срок, но объемы транзита могут быть ниже - до 40 млрд м3/год газа.
Кроме того, ЕК допускает то, что Украина может не успеть подготовиться к работе по европейским нормам, поскольку необходимый для этого анбандлинг будет возможен лишь после 2019 г., что обусловлено действующим транзитным контрактом.
В связи с этим ЕК предлагает т.н. уровневый подход, когда можно будет пойти на краткосрочное выделение транзитных мощностей на период с 1 января по 1 июня 2020 г., однако это должно быть частью долгосрочной договоренности по транзиту.
Т.е. в тот момент, когда появятся все условия для работы на основе длительного контракта, Россия и Украина перейдут на работу по долгосрочной схеме.
Компромиссное предложение ЕК устраивает Украину.
А. Оржель заявил, что Украина полностью поддерживает позицию европейской стороны.
Для России работа по европейским нормам проблемы не представляет.
По словам А. Новака, Россия готова работать по европейскому законодательству, если необходимо, готова работать и на базе существующего договора с корректировками.
Поскольку есть риски не успеть к началу 2020 г., Россия готова продлить действующий договор по транзиту на 2020 г. с изменением некоторых его условий.
Этот вариант рассматривается в качестве запасного, - отметил А. Новак.
Обсуждения этого перечня вопросов прошло конструктивно, что отметил и А. Новак и А. Оржель.
Все настроены на обеспечение надежного транзита газа с 1 января 2020 г., - отметил российский министр.
Однако спектр разногласий между Россией и Украиной по газовому вопросу не ограничивается нормами, по которым должен заключаться контракт, его сроками и объемами транзита.
Россия нацелена на пакетное решение газового вопроса, включающее в себя прямые поставки газа на Украину и мировое соглашение по судебным спорам между Газпромом и Нафтогазом.
Украина не закупает российский газ с ноября 2015 г., получая его из Европы по реверсу.
Для Газпрома этот момент принципиальный - от решения Украины по поводу прямых закупок российского газа будет зависеть то, какие мощности ГТС должны быть зарезервированы в сторону Украины.
При этом Газпром уже не раз обещал, что цена газа для конечных потребителей на Украине при прямых поставках может быть на 20% ниже по отношению к нынешнему уровню.
Также в пакетное решение заложено урегулирование судебных споров между Нафтогазом и Газпромом.
Россия настаивает на т.н. 0-вом варианте мирового соглашения между Газпромом и Нафтогазом, предполагающем отсутствие взаимных претензий окончательно с точки зрения финансов.
Украину по понятным причинам пакетное решение не устраивает.
Если по прямым поставкам газа вопрос еще может обсуждаться, то по судебным вопросам позиция Украины однозначна.
А. Оржель заявил, что если цена будет конкурентной и рыночной, то Украина может рассматривать предложенные условия поставок.
Относительно других пунктов пакетного решения украинская сторона выступает резко против, говоря о том, что вопрос транзитного договора не связан напрямую со Стокгольмским арбитражем и прямыми поставками.
В этих вопросах мы максимально защищать и продолжим защищать интересы Украины, - заверил А. Оржель.
Эти разногласия не позволили придти к какому-либо окончательному решению.
Итоги встречи сильно разочаровали М. Шефчовича, который заявил об этом напрямую после завершения переговоров.
Встреча была подготовлена так, что с политической волей можно было бы достичь позитивного прогресса, но этого не произошло.
М. Шефчович выразил надежду на возможность договориться по вопросу транзита газа в будущем, призвав Россию и Украину пользоваться каждым днем и минутой для 2-сторонних переговоров по поводу этой проблемы.
Очередные консультации в 3-стороннем формате Россия-ЕС-Украина пройдут в конце ноября 2019 г.
Автор: Е. Алифирова